Музейная игра как средство патриотического воспитания младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы "Музейная игра как средство патриотического воспитания младших школьников» определена тем, что в настоящее время, одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы патриотическоговоспитания посредством музейной игры в начальной школе.
Патриотическое воспитание как актуальное направление деятельности современной начальной школы……………………………7
Воспитательный потенциал школьного музея и пути его применения………………………………………………………………...12
Особенности разработки и организации музейной игры для младших школьников с целью патриотического воспитания………….20
Выводы по главе……………………………………………………………..26
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников средствами музейной игры.
2.1 Диагностика уровня сформированности патриотических чувств учащихся на констатирующем этапе эксперимента……………………..27
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию учащихся 3 класса Бютейдяхской СОШ Мегино-Кангаласского улуса РС (Я) средствами музейной игры………40
2.3 Анализ и итоги опытно-экспериментальной работы………………46
Вывод по второй главе………………………………………………………54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список использованной литературы
1 Ахмедьянова А. Г. Опыт, проблемы и перспективы гражданского воспитания школьников/ А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 3. - С. 38 - 42.
2 Аргунова А.Н. Из опыта работы школьного музея Бютейдяхской СОШ с родителями. // Народное образование Якутии.-2008.-№5.-С.125-128.
3 Ахунов В.М.: Современные формы культурно-образовательной деятельности в художественном музее (Опыт Государственного Русского музея):дис..канд.культ.наук/ В.М.Ахунов.СПб,2006.-231с.
4 Анисенкова Е.Б. Игры для всей семьи. Книга для родителей. - М.2009.
5 Базаев А.Г. Проблемы социального партнерства в профессиональной ориентации./А.Г.Базаев // Теория и практика профориентационной работы в современных условиях: Тез.докл. и выст. Регион, научн-практ.конф.-Челябинск: ЧГПУ.2001.- С. 13-18.
6 Беспятова Н.К. Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации - М.: Айрис-пресс,2006.
7 Билалов М.Ю.Социализация личности средствами музейной педагогики: автореферат дис.кандидата педагогических наук. /М.Ю.Билалов – Казань, 2003.23с.
8 Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И.Фельдштейна.- Москва;Воронеж:Ин-т практической психологии,2005 г.
9 В помощь руководителю школьного музея: Методическое пособие / Сост. Р.В.Степанова. Минис-во образ.Респ.Саха ( Якутия).- Якутск: Офсет,2006.-235с.
10 Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 209-211. .
11 Ванюшкина Л., Коробкова Е.Педагогика музейной деятельности. /Л. Ванюшкина, Е. Коробкова.// Искусство.1 сентября.- 2007.- №24. - С.18-20.
12 Волчкова М.А. Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде: дист.канд.пед.наук / М.А.Волчкова.- Тула,2002.- 175с.
13 Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. Т.3.М.: Педагогика,1983.
14 Гаркуша И.И. Здравствуй, музей! Интерактивные музейные занятия.- М.: Мегаполис, 2014.
15 Гашук Е.А. Технология музейной педагогики.- Волгоград: Учитель, 2018.-181с.
16 Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.,2002.С. 258-259.
17 Голышева Л.Б. Музейная педагогика // Преподавание истории в школе. -2003,-№2.
18 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yаndex.ru/?url=http%3А%2F%2Fgovernment.ru%2Fmediа%2Ffiles%2F8qqYUwwzHUxzVkH1jsАErrx2dE4q0ws.pdf&nаme=8qqYUwwzHUxzVkH1jsKАErrx2dE4q0ws.pdf&lаng=ru&c=56f6f7035ede
19 Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Воспитание в современной России // Педагогика. 2005. - № 10. - С. 3-17.
20 Ефимов Э.Е. « Музейная игротека» - путь к освоению образовательно-воспитательного пространства школьного музея. / Э.Е.Ефимов //Сборник тезисов. 6 научно-инновационная конференция школьников « Открой себе ученого». - 2019. – С. 354-355.
21 Зеленко А.У. Школьные музеи.// Сб. « Для народного учителя».- 1998.-№20.-М.,-С.42
22 Именнова Л.С. Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: ( история, теория, методика): дисс.канд.пед.наук / Л.С. Именнова.-М.,2004.-200с.
23 Каменский А.M., Смирнова З.Ю. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования. М.: Сентябрь, 2006. - 176 с.
24 Коротова М.В. Изучение повседневной культуры России в музее и школе: Методическое пособие.- М.: Прометей, 2013 г.
25 Кондаков А. М. Патриотическое воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2012. - № 9.
26 Колина Е.А. Школьные музеи в системе патриотического воспитания учащихся и молодёжи / Е.А. Колина // Дополнительное образование. – 2014. - № 10. – С. 18-20.
27 Корчагин Е.Н. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2002.
28 Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. https:// minobr.government-nnov.ru
29 Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников: Пособие для классных руководителей. М.: Просвещение, 2012. - Т.8. - 347 с.
30 Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие /И.Ю.Кулагина. –М.: Изд-во РАО, 2015. –176 с.
31 Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.
32 Липкина А.И. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / А.И. Липкина // Начальная школа. –1997. –No9. –С. 81- 93.
33 Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего
поколения новой России/ В.И. Лутовинов // Педагогика. –1997. –No 3.–С.52-56.
34 Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Академия, 2002. – 272 с.
35 Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Образование. -2001. № 6. - С. 23-31.
36 Мацкевич Ю. Зачем музею школа? / Ю.Мацкевич // Искусство.- 2007.- №4.С.166-167.
37 Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 2011.
38 Музееведение: Ребенок в музее (социологический и психолого-педагогический аспекты): Сб. науч. тр. НИИ культуры. М.:, 1993.
39 Нагорский Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. 2005.-№ 4. - С. 27-34.
40 Нагибина А.В. Музейно-краеведческая деятельность в сельской малочисленной школе: Пособие для педагогов. – М.: ИСПС РАО.2007.-96с.
41 Неустроева Н.Т. Опыт работы музея с семейными ансамблями. Диалог: музей и общество. Материалы 2 международной научно-практической конференции. / Н.Т. Неустроева. Якутск.: ЯГУ.2005.-С.67-69.
42 Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.: ТЦ Сфера, 2007.
43 Полле А.Б. Роль школьных музеев в гражданско – патриотическом воспитании школьников. / А.Б.Полле.// Социальные технологии исследования.2008.-№2.- 55-60с.
44 Родионов К.К. – Сабырык. Нэьилиэгим нэьилиэстибэтэ.Бутэйдээх: 1 чааьа. Якутск: Комуол, 2010,-384с.
45 Родионов К.К.- Сабырык. Нэьилиэгим нэьилиэстибэтэ. Бутэйдээх: 2 чааьа. Якутск: Комуол, 2014, - 560с.
46 Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipediа.org
47 Семенова В.В. Взаимодействие семьи и школы в формировании личности ребенка. // Школа саморазвития « Ил турук»: из опыта работы школы №14 г. Якутска. 1999.- С. 32-33.
48 Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. М., 1987.
49 Соколова Е.А., Ташбаева Т.С. Использование материалов школьных музеев на уроках окружающего мира в начальных класса // Образование в современной школе. 2005. - № 4. -С. 12-13.
50 Стратегия развития воспитания в РФ на период 2025 года. https://stаtic.government.ru
51. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – М.: 1992.
52. Столяренко Л.Д. Педагогика и психология. Учебник. М.: ФГОС.М.:Феникс. 2014. – 345с.
53. Туманов Е.Е. Школьный музей. М, 2002.
54 ФГОС НОО / М-ство образования и науки Рос.Федерации от 1.09.2022г
55. Федеральный закон « Об образовании в РФ» №273-ФЗ
56. Шергин М.В. Модель образовательной среды в системе микромузеев и ее структурно-функциональная деятельность. Материалы 2 международной научно-практической конференции. / М.В.Шергин.-Якутск.2003.-21с.
57. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория практика. Учеб.пособие / Л.М.Шляхтина.-М.: Высшая работа вмузее предмет постоянной заботы / Ф.Шоутел. //Музеум.-2000.-№1-2,-С.27-30.школа,2005.-183с.
58. Юренева Т.Ю.Музееведение: учебник для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2013.
59. Юнацкевич П.И. История педагогики и образования. П.: Просвещение, 2013. – 234с.
60. Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства // Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. 2006.
Творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.
Эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.
Деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта.
Деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека.
Деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.