Педагогические условия подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте
ВВЕДЕНИЕ
Обучение грамоте – образовательная область, находящаяся на стыке образовательных ступеней и совпадающая по времени с переходным адаптационным периодом в обучении детей предшкольного и младшего школьного возраста. Сегодня обучение грамоте представляет собой ответственный стартовый этап в школьной жизни ребёнка, призванный решить множество образовательно-воспитательных задач. Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Поэтому не случайно принятым стандартом дошкольного образования были определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. В них среди достаточно небольшого перечня социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений дошкольника обозначено не «умение читать», а складывание у него «предпосылок грамотности» [1]. Собственно подготовка к обучению грамоте – это подготовка к освоению чтения и письма. Но обучение чтению и письму – не самоцель в дошкольном образовании. Гораздо важнее создать все необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок легко начал читать и писать. Ключевым словом для дошкольного образования будет именно «начал», а не научился. Ребенку-дошкольнику еще очень тяжело прилагать усилия для того чтобы освоить какие бы то ни было знания или навыки. Но когда уже есть созданные предпосылки, сам процесс обучения идет легко и непринужденно.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 5
1.1. Сущность подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста 5
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в период подготовки детей к обучению грамоте 11
1.3. Педагогические условия подготовки дошкольников к обучению грамоте 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 29
2.1. Исследование уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте 29
2.2. Описание комплекса педагогических условий, позволяющих оптимизировать процесс подготовки дошкольников обучению грамоте 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список литературы не найден
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников. Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность. Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении. Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.