Особенности фонематического восприятия у младших школьников с ОНР

Цель исследования дипломной работы : изучить сформированность фонематического восприятия; по результатам констатирующего эксперимента, спланировать содержание логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с ОНР
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.09.2022
Объем файла
13894 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1600 руб.
2000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Во многих научных работах показано огромное значение формирования фонематических процессов, в том числе и фонематического восприятия у детей с нарушением речи. Это свидетельствует о том, что формирование фонематического восприятия может считаться гарантией отчетливого произнесения звуков, безошибочно построенной слоговой структуры слов и фундаментом для овладения грамматическим строем языка, что приведет к успешному освоению письма и чтения. Большинство детей весьма рано перенимают базовые звуки языка. Они хорошо чувствуют нюансы произношения, но из-за физиологического своеобразия строения артикуляционного аппарата не могут корректно производить все фонемы родного языка. С младенчества ребёнок начинает слышать звуки языка согласно их фонетическим характеристикам. К пяти – шести годам становление фонематического восприятия должно быть сформировано на высоком уровне. В этот период корректно определяются тонкие и дифференцированные звуковые образы, как слов, так и отдельных звуков. У детей с нормальным фонематическим восприятием речь чистая, так как они чётко воспринимают все звуки родной речи. Наряду с этим, у детей с неразвитым фонематическим восприятием возникают нарушения звукопроизношения, слоговой структуры, а также трудности овладения грамматическим строем речи. Кроме того, на основе фонематического восприятия чуть позже формируются фонематические анализ, синтез и представления. Также при отсутствии нормативного восприятия фонем их корректное произношение становится невозможным. Недостаточный уровень сформированности фонематического восприятия не предоставляет основы детям для овладения на необходимом уровне как словарным запасом, так и грамматическим строем, что приводит к торможению развития связной речи. Всё это является одним из факторов дальнейшего успешного овладения письменной речью. Если же к началу школьного обучения обнаруживаются недостатки развития некоторых компонентов речевой системы, в том числе, фонематического восприятия, это может привести к формированию у ребёнка дислексии и дисграфии. 

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования 5

1.1. Закономерности становления фонетико-фонематической стороны речи у детей 5

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 10

Глава 2. Исследование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 20

Список литературы не найден

Изучением фонематического восприятия у детей с нарушения речи занимались многие учёные [Р. Е. Левина, 1967; Р. И. Лалаева, 2005; Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, 2000 и др.], в результате чего выявляли у них различные по характеру и степени выраженности недостатки указанной функции. Фонематическое восприятие является одной из главных характеристик речевого процесса, и его несформированность обнаруживается у всех детей с ОНР, на что указывает В. А. Ковшиков (2018). Недостатки фонетической стороны речи, которые присутствуют у исследуемой категории детей, лишают возможности формирования корректной слуховой и слухопроизносительной дифференциации звуков. Учениками не усваиваются тонкие дифференциальные признаки, по которым фонем противопоставляются друг другу.

Т. А. Ткаченко (1980) отмечает при нарушении фонематического восприятия у детей с ОНР несколько вариантов патологичного состояния:

1) легкая степень недоразвития, при которой ребёнок затрудняется в различении и анализе звуков, нарушенных в произношении;

2) средняя степень недоразвития, характеризующаяся нарушением звукового анализа, различением большого количества звуков, в том числе и не нарушенных в произношении;

3) тяжёлая степень недоразвития, при которой отмечается неспособность различения звуков, выделения их из слова.