Методика обучения учащихся старшей профильной школы аудированию и конспектированию в условиях межпредметной интеграции (на материале англоязычных лекций)
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время знание иностранных языков становится все более значимым. Наиболее используемым в среде международного общения является на данный момент английский язык. Он не только стал необходимым компонентом резюме для соискателей на большинство вакансий, но также и языком международной и межкультурной коммуникации.
Российское образование в сфере иностранного языка нацелено на формирование коммуникативной компетенции, что иллюстрируют и современные ФГОСы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», 2018).
Рассматривая само понятие коммуникативно компетентного обучающегося, мы подразумеваем, что такой обучающийся владеет всеми видами речевой деятельности, имеет навыки использования языка в различных сферах общения, а также обладает культурой устной и письменной речи на иностранном языке.
Формирование коммуникативной компетенции, включающей социокультурный и языковой аспекты, является целью образования, что требует новых эффективных методик в обучении иностранным языкам.
Проблема поиска эффективных методов обучения иностранному языку поднималась многими учеными, так как является непреходяще актуальной. В условиях обучения в общеобразовательном учреждении основной формой организации обучения является урок. Однако для учащихся профильных школ, целью обучения в которых является, в зависимости от профиля обучения, более глубокое знание иностранного языка выпускниками или же, напротив, углубленное изучение других профильных предметов, может быть актуальным и включение в программу лекционных материалов на иностранном языке. Такая форма организации обучения может позволить расширить знания учащихся по профильным предметам , а также развить у учащихся навыки аудирования и конспектирования на иностранном языке, которые, несомненно, пригодятся им в будущем как студентам ВУЗов с языковой направленностью, а также помогут помочь и в освоении содержания предметов, преподаваемых в лекционном формате на родном языке.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5
Глава 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
I.1 Особенности организации обучения английскому языку в старшей профильной школе ……………………………………………………….10
I.2 Определение иноязычной коммуникативной компетенции, ее структуры и компонентного состава…………………………………………………...………………...19
I.2.1. Обучение аудированию как компоненту речевой компетенции….............................................................................................25
I.3 Конспектирование как вид речевой деятельности ………………….30
I.4 Тенденции межпредметной интеграции в старшей профильной школе ……………………………….……………………………………..38
Выводы по главе 1 ………………………………………………………………41
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ И КОНСПЕКТИРОВАНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В СТАРШЕЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
II.1 Анализ УМК “Звёздный английский” для 10 класса ……………...42
II.2 Отбор лекционного материала для обучения учащихся старшей профильной школы аудированию и конспектированию………………..51
II.3 Практические рекомендации для обучения учащихся старшей профильной школы ведению конспектов на иностранном языке при прослушивании лекционного материала ……………………………….56
II.4 Фрагмент урока иностранного языка для обучения учащихся старшей профильной школы аудированию и конспектированию на примере мини-лекции на иностранном языке…………………………..62
Выводы по главе 2……………………………………………………………….65
Не найдено
Необходимо также отметить, что сутью конспектирования в условиях обучения иностранному языку в школах, вопреки заблуждениям многих учащихся и даже обучающих, отнюдь не является дословная трансляция слышимой информации в письменный вид (за исключением протокольной записи материала для предоставления отсутствующим). Напротив, особенно ценным является умение учащихся преобразовать поступающую информацию, вычленить ее суть и вникнуть во взаимосвязь явлений в как можно более короткий промежуток времени. В этом и заключается отличие конспектирования от стенографии. Еще одним важным отличием конспектирования в рамках учебного процесса от стенографии является ориентированность конспекта на определенную дисциплину, с чем связано наличие у обучающегося специальной стратегии ведения конспектов в рамках того или иного предмета, а также индивидуального подхода к ведению конспекта каждого обучающегося, в то время как в стенографии важно использование общепринятых символов, которые могли бы быть легко расшифрованы специалистом в данной области. При обучении иностранному языку учащимся целесообразно выработать собственную систему сокращений и символов, обозначающих слова для ускорения фиксации информации.