Изучение особенностей развития детей с нарушением слуха
Введение
Актуальность. Актуальность исследования обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями слуха той или иной степени выраженности. Чтобы остановить негативное влияние потери слуха на дальнейшее развитие ребенка следует задействовать ряд мероприятий, подобрать правильный путь работы воспитания и обучения.
Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха. Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, - сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздражения. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Не
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей детей с нарушениями слуха в отечественной сурдопсихологии 5
1.1. Современные подходы к проблеме нарушения слуха у детей младшего школьного возраста 5
1.2. Виды и причины нарушения слуха 11
1.3. Психическое развитие детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 16
Глава 2. Характеристика основных направлений по развитию детей с нарушениями слуха 21
2.1. Содержание коррекционно - развивающей работы по воспитанию и обучению детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 21
2.2. Методы и приемы организации деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. 28
Заключение 35
Список литературы 36
Список литературы
1. Атаева, Е. О. Особенности личности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха / Е. О. Атаева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 26. - С. 148.
2. Багрова И.Г.: Сурдопедагогика. Учебн.пос. / Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова - М.: Владос, 2014. – 655 с.
3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2017. - с. 203
4. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети М.: Советский спорт, 2004. - 304 с.
5. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии/Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1995. - 157 с.
6. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 304 с.
7. Королева И.В. Дети с нарушениями слуха: книга для родителей и педагогов / И. Королева, П. Янн. - СПб: КАРО, 2016. - 240 с.
8. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - М.: Союз, 2017. - 224 c.
9. Лебединский, В. В. Нарушения психологического развития детей/ В. В. Лебединский. - М.: Мнемозина, 1995 .- 187 с.
10. Леонгард Э. И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - С. 306.
11. Леонгард Э.И. Значение контроля над произношением глухих дошкольников // Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. М., 1963, с.63.
12. Леонгард, Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих младших школьников/ Э. И. Леонгард,- М.: Просвещение, 1991. - 150 с.
13. Лубовский, В.И. Специальная психология/ В.И. Лубовский. - М.: Мнемозина, 2003. - 150 с.
14. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Назарова. - М.: Владос, 2019. - 980 c.
15. Нейман Л.В., Правдина О.В. Нарушения слуха
В нашей стране наибольшее применение находит психолого-педагогическая классификация В.И. Лубовского. Ее основу составляют положения теории компенсации психических функций Л. С. Выготского, в частности положение о сложной структуре нарушения. В.И. Лубовский предложил новые критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушениями слуха: степень потери слуха, время возникновения нарушения слуха, уровень развития речи [13].
Особого внимания при организации коррекционно-развивающей работы заслуживает проблема классификации нарушений слуха. В настоящее время в оториноларингологии принята классификация нарушений слуха Всемирной организации здравоохранения, согласно которой выделяют пять групп нарушений слуха: [17]
I – 26 – 40 дБ;
II – 41 – 55 дБ;
III – 56 – 70 дБ;
IV – 71 – 90 дБ;
Глухота – более 91дБ.
Однако данная классификация носит сугубо медицинский характер и не може