Технология развития критического мышления как важный элемент активизации познавательной деятельности на уроках в начальной школе
Введение
Актуальность темы исследования
В эпоху современных технологий жизнь выдвигает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, а способность пользоваться приобретённым, не объём информации, а умение получать её и моделировать, не потребительство, а созидание и сотрудничество. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление. Внедрение в учебный процесс стратегий технологии развития критического мышления обеспечивает возможность личностного роста ребёнка, развития его индивидуальности.
В своём выступлении в Казахском Национальном университете имени Аль - Фараби первый Президент РК Н.А. Назарбаев сказал: «…первостепенная задача современной системы образования – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках…».
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические основы технологии развития критического мышления младших школьников ………………………………………..8
1.1 Понятие критическое мышление и особенности его развития у детей младшего школьного возраста……………………………………………..8
1.2 Способы развития критического мышления младшего школьника…….10
Список использованной литературы………………………………………
Список использованной литературы
1. «Детская одарённость: развитие средствами искусства». Савенков А.И., 2000
2. С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
3. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Санкт - Петербург, изд-во КАРО, 2013.
4. Полное собрание стихотворений С.А. Есенина 2013.
Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин – СПб.: Михайлова, 1998. – 379 с.
3. Бустром, Р. Развитие творческого и критического мышления [Текст] / Р. Бустром - М.: Открытое общество, 2000. – 215с.
4. Бутенко, А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика [Текст] / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. - М.: Мирос, 2002. – 263 с.
5. Вишнякова, Е.Е. Не только о технологии РКМЧП [Текст] / Е.Е. Вишнякова // Русский язык. – 2004. - №15. - С.10 - 13.
6. Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться [Текст] / Б.С, Волков - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.
7. Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / И.В. Дубравина - М.: Академия, 2002. – 330с.
8. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И. Критическое мышление: технология разви-тия [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб.: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.
9. Загашев, И.О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – СПб.: Альянс-Дельта, 2003. – 192с.
10. Иванова, Е. Формируя критическое мышление [Текст] / Е. Иванова //Школьная библиотека. - 2000.- № 3. - C.21-23
11. Кларин, М.В. Развитие критического и творческого мышления [Текст] / М.В. Кларин // Школьные технологии. - 2004.- №2. - С. 3-10.
12. Клустер, Д. Что такое критическое мышление? [Текст] / Д. Клустер // Русский язык. - 2002.- №29. - С. 3 - 6.
13. Ковалева, Л.В. Технология развития критического мышления [Текст] / Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005. – 189 с.
14. Ласкожевская, Е.В. Технология развития критического мышления млад-ших школьников [Текст] / Е.В. Ласкожевская // Начальная школа. - 2007.- №6. - С.68-70.
15. Мокраусов, И.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо [Текст] / И.В. Мокраусов. - Самара: Профи, 2002. – 217 с.
18. Ноэль-Цигульская, Т. Ф. О критическом мышлении …[Текст] / Т.Ф. Но-эль-Цигульская. - М.: Педагогика, 2000. – 259с.
20. Реан, А. А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2002. – 432с.
21. Русских, Г.А. Технология развития критического мышления [Текст] / Г.А. Русских // Биология в школе.- 2004. - №2. - C. 28-33.
23. Сорина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус [Текст] / Г.В. Сорина // Вестник Московского университета. - 2003. - №6. - С. 97 - 110.
25. Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии [Текст] / С. В. Столбунова // Русский язык. - 2003. - №27. - С. 3 - 7.
26. Темпл, Ч. Критическое мышление и критическая грамотность [Текст] / Ч. Темпл // Перемена. - 2005. - № 2. - С.15-20.
28. Фостер, К.К. Вводные вопросы для активизации критического мышления [Текст] / К.К. Фостер // Перемена. - 2004. - № 4. - С. 38-43.
29. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. – СПб.: Питер, 2000.- 224с.
30. Чернышева, Н.С. Характер младшего школьника [Текст] / Н.С. Чернышева. - М.: Наука, 2006. - 306 с.
В основу технологии критического мышления положены идеи и по-ложения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребёнка.
«Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следую-щим образом: дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьёзные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Ведь именно в 1-4 классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться.
Работая с детьми младшего школьного возраста, учитель всегда находится в поиске таких методов и приёмов, которые помогли бы совершенствовать мыслительные способности учащихся и позволили бы им мыслить более продуктивно. Одним из инновационных технологий, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является «Технология развития критического мышления».
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной дея-тельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.