Спорт как способ социальной коммуникации школьников
Введение
Спорт как социальное явление предстает собой особую форму отношения социального субъекта (личности, социальной группы, общества в целом) к окружающей и своей собственной природе, проявляющегося в осознании необходимости сохранения, развития и совершенствования своего физического состояния в особом, организованном, социокультурном способе его воспроизводства для оптимальной жизнедеятельности, выполнения общественно значимых функций. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, стимулирующий занятия физическими упражнениями, способствующий не только нравственному, эстетическому, но и коммуникативному воспитанию, удовлетворению духовных запросов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ ………………………………....5
1.1. Коммуникативные способности и их развитие как психолого-педагогическая проблема ………………………………………………………...7
1.2. Психолого-педагогические особенности коммуникативного развития школьников ……………………………………………………………………...11
1.3. Развитие коммуникативных способностей у школьников на уроках физической культуры и занятиях спортом…………..………………………...20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ…………………………………………………….…..37
2.1. Задачи и методы исследования……………………………….……………37
2.2. Организация исследования…………………………………………………41
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ….………46
3.1. Анализ диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков у школьников кружка по НВС………………………………..………46
3.2. Анализ причин недостаточного овладения коммуникативными способностями среди спортсменов…………(или ???……….……………….48
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………….……
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………….………………
Список использованной литературы:
1. Абзалов Р.А. Физическое образование как социальный институт подготовки человека к жизни средствами физической культуры / Р.А. Абзалов, Р.Х. Ярулин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 7. - С. 1415.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - М. : Центр, 2016. - 379 с.
3. Агаева Е. Сверхподвижные дети / Е. Агеева // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 3. - С. 56.
4. Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сборник научных трудов /Под ред. В.В.Ермакова. - Смоленск.: СГАФКиС, 2010- 165 с.
5. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская // Дошкольное воспитание. - 2016. - №11. - С. 6 - 12.
6. Андреева Г.М., Взаимосвязь общения и деятельности / Г.М. Андреева, Я. Яноушек. - М. : Педагогика, 2017. - 210 с.
7. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М,: ФиС, 2017. - 47 с.
8. Белов В.И. Энциклопедия здоровья / В.И. Белов. - М. : Медицина,
9. Беракса Н.Е. Способы реализации поведения у детей / Н.Е. Беракса,
10. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М. : Педагогика, 2016. - 126 с.
11. Богина Т.Л. Режим дня / Т.Л. Богина. - М. : Просвещение, 2017. - 89 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование / Л.И. Божович. - М. : Социально-психологический институт, 2016. - 378 с.
13. Бондаревский Е.Л. Физическое воспитание / Е.Л. Бондаревский.- М. : Просвещение, 2016. - 120 с.
14. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии / М.И. Буянов. - М. : Просвещение, 2016. - 188 с.
15. Виленский М.Я. Физическое воспитание школьников / М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов // Педагогика. - 2017. - № 12. - С. 2-7.
16. Гильбо И.С. Нормативы физического развития детей / И.С. Гильбо. - СПб. : ЛГОУ, 2017. - 34 с.
17. Глазырина Л.Д. Физическая культура. Старший возраст / Л.Д. Глазырина. - М. : Владос, 2016. - 115с.
18. Грибанова Г.В. Гиперактивный ребенок / Г.В. Грибанова // Дефектология. - 2015. - № 6. - С. 68-75.
19. Деметер Р. Бегай, ползай, прыгай / Р. Деметр. - М. : ФиС, 2016. - 90 с.
20. Детский психолог / Под ред. Е.И. Рогова. - Ростов-на-Дону: Феникс,
21. Джемс В. Научные основы психологии / В. Джеймс. - М. : Просвещение, 2017. - 167 с.
22. Карманова Л.В. Физкультурное занятие - основная форма обучения детей движениям. - Минск: Нар Асвета, 2016. - 78 с.
23. Кенеман А.В., Теория и методика физического воспитания детей /
24. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М. : Просвещение, 2016. - 255 с.
25. Лечебная физическая культура. Справочник. - М. : ФиС, 2016. - 190 с.
26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М. : Педагогика, 2016. - 140 с.
27. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта, Уч.пособие М.Аcadema, 2004. – 240 с
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
29. Мы живем среди людей: Кодекс поведения / Авт.-сост. И.В. Дубровина. - М.: Политиздат, 2017. - 278с.
30. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 томах. - 4-е изд. - М.: Владос, 2016. — 608 с.
31. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности / Ю.М. Николаева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №6. - С.2-10.
32. Организация физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: Материалы региональной научно-практической конференции: Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2015.-139 с.
33. Осипова Е.А. Связи с общественностью как средство формирования ценностного коммуникативного пространства. Монография. – М.: ИПК госслужбы, 2009. – 144 с.
34. Осипова Е.А., Орлова И.В., Соколова И.В. Социология массовой коммуникации. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью».– М.: «Академия», 2014. – 400 с.
35. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми/ Л.И. Пензулаева.
36. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной.
37. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. - М.: Политиздат, 2016.398с.
38. Смирнова Е.О. Особенности общения Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр "Академия",
39. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М. : Академия, 2016. - 368 с.
40. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 2017. - 295 с.
41. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. - М. : Физкультура и спорт, 2016. - 377 с.
42. Тонкова-Ямпольская Р.В. Ради здоровья детей. - М. : Просвещение,
43. Урунтаева Г.А. Школьная психология: учебное пособие. - М.: Логос, 2016. - 335 с.
44. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры. - М. :Просвещение, 2016. - 255 с.
45. Формановская Н. Речевой этикет и культура общения/ Н. Формановская. - М.: Политиздат, 2017. - 178 с.
46. Фролов В.Г., Юрко Г.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду / В.Г. Фролов, Г.И. Юрко. - М.: Просвещение, 2017. - 136 с.
47. Чернова Е. Вера в свое "Я" / Е. Чернова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №3. - С.21-30.
48. Шебеко В.Н. Физическое воспитание. - М.: Педагогика, 2017. - 180 с.
49. Шишкина В.А. Движение + движение / В.А. Шишкина. - М.: Просвещение, 2016. - 155 с.
50. Юрко Г.И. Физическое воспитание детей / Г.И. Юрко. - М. : Медицина, 2017. - 254 с.
Существенно здесь, что характер решения коммуникативных задач описания, объяснения, доказательства, определяемый формулировкой зада-ния, в частности его императивной и неимперативной частей, также существенно меняется от младшего школьного к среднему школьному возрасту. Как и в младшем школьном возрасте, формулировка императивной части задания оказывает у подростков прямое воздействие на постановку и решение ими мыслительной задачи по формированию и формулированию замысла ответного высказывания. Однако подростки выявили большую ориентированность на императивную часть задания. Это выражается, например, в росте каузальных (причинных) связей в тексте высказывания. Формулировка неимперативной части задания также связана с увеличением показателя каузальности в тексте подростков. Оно наиболее ощутимо при выполнении учащимися задания, начинающегося со слов «Объясни...». Задания, неимперативная часть которых включает слова «Опиши...» или «Расскажи...», вызывает