Работа с формулами речевого этикета на уроках русского языка в начальной школе
Введение
Актуальность исследования. В начальной школе дети начинают осваивать нормы устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в различных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. В то же время педагог должен помочь детям понять требования речи, научить младших школьников при формулировании мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием и выразительностью языковых средств.
В среднем же и старшем звене учащиеся должны уметь правильно формулировать свои мысли, грамотно выражаться, уметь находить и исправлять свои ошибки.
Анализ методической, педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом показали, что работа по культуре речи проводится на уроках русского языка и литературы в малом объеме, фрагментарно. Спасают только элективные курсы и занятия по развитию речи, которые есть не во всех школах.
Содержание
Введение
Глава 1. Методические основы развития речевой деятельности младших школьников
1.1.Понятие «речевой этикет»
Глава 2. Анализ программы и учебников по русскому языку
1.1.Учебник по русскому языку УМК «Школа России»
1.2. Учебник по русскому языку УМК «Начальная школа XXI века»
Глава 3. Методы и приемы обучения речевому этикету
Заключение
Список литературы
Список литературы
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителя (Библиотека учителя начальных классов) / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2015. - 176 с.
Григорьева Т.П. Развитие речи младших школьников / Т.П. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - № 14. - С. 289-292.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. - М.: Флинта, 2016. - 354-356 с.
Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых / И.Н. Курочкина. - Москва: Академия, 2011. 7 с.
Зиновьева Т.И. Обучение младших школьников речевому этикету / Т. И. Зиновьева. - Москва: Юрайт, 2007. - 23 с.
Никитина Е.Ю. Педагогические условия методики формирования умений речевого этикета / Е.Ю. Никитина // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 7. - С. 2-5.
Язык и речь. Виды и функции речи [Электронный ресурс]. - URL: https://studfiles.net/preview/5248397/
Кирьянова О.Н. Формирование речевого этикета у младших школьников [Электронный ресурс] / О.Н. Кирьянова: [сайт]. - URL: https://multiurok.ru/index.php/files/formirovanie-rechevogo-etiketa-u-mladshikh-shkolni.html
Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Школа России / [В.П. Канакина, В.Г. Горецкий] - 5-е изд. – Москва: Просвещение, 2014. - 143 с.: ил.
Учебник по русскому языку УМК «Начальная школа XXI века» 1 класс [С.В. Иванов А.О. Евдокимова М.И. Кузнецова Л.В.] – 2-е изд.- Москва: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2012. с 11-29
Так, например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах. Круг тем для бесед различен в разных культурах.
В узком смысле слова речевой этикет можно определить как систему языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы и формулы этой системы могут быть реализованы на разных языковых уровнях:
На уровне лексики и фразеологии: специальные слова, устойчивые выражения, формы обращения (спасибо, извините, здравствуйте, товарищи т.п.)На грамматическом уровне: для вежливого обращения использование множественного числа и вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, как пройти?)
На стилистическом уровне: соблюдение качеств хорошей речи (правильность, точность, богатство, уместность и т.д.)