Педагогические условия эстетического развития детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Дипломная работа, целью которой является разработка и реализация педагогических условий эстетического развития детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования. В ходе изучения и анализа психолого-педагогической, методической литературы и публикаций в периодических изданиях по теме исследования уточняется содержание понятий «эстетическое развитие», «дополнительное образование детей». Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, выводы по ним, заключение, список использованных источников (42 источника), приложения.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
26.09.2022
Объем файла
1808 Кб
Количество страниц
49
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность темы исследования. Эстетическое развитие детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования требует разработки педагогических условий, влияющих на повышение эффективности этого процесса. Учреждения дополнительного образования детей чутко реагируют на изменения, происходящие в социальной сфере вообще и в сфере дополнительного образования в частности. Педагоги дополнительного образования, кружководы, руководители объединений и секций, как правило, закладывая базу для эстетического развития личности, формируют мировоззрение младших школьников, развивают эстетические качества ребенка.
Учреждения дополнительного образования детей (далее ДОД) являются значимой базой для эстетического развития личности. 

Оглавление
Введение………………………………………………………………….…….…3
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического развития детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования...……7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста…………………………………………………………..……7
1.2. Эстетическое развитие детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования: понятие, цели, задачи. ………….…………….14
1.3. Содержание, формы и методы эстетического развития детей младшего
школьного возраста в учреждении дополнительного образования………...…19
Выводы по Главе 1………………………...…………………………………..….23
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по эстетическому развитию детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования…………………………………………………………………...…26
2.1. Анализ деятельности МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» по эстетическому развитию детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..26
2.2. Диагностика сформированности констатирующего этапа эстетического развития детей младшего школьного возраста в условиях МБУ ДО «Дворец детског(юношеского)творчества…………………………………………..……29
2.3. Комплекс мероприятий по эстетическому развитию воспитанию детей
младшего школьного возраста в условиях МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества……………………………………………….……….37
Выводы по Главе 2………………………...……………………………….……..47
Заключение……………………………………………….………….………….49
Список использованных источников ………………………………………..52
Приложения 1……………………………………………………………………57
Приложения 2……………………………………………………………………58
Приложения 3……………………………………………………………………60
Приложения 4……………………………………………………………………61

 

Список использованных источников

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.С. Абрамова. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. 811 с.

2. Алиева Л.В. Закон «Об образовании в Российской Федерации» о приоритете воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. С.19-25.

3. Алмазова И.Г. Педагогические условия формирования эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности : монография / И. Г. Алмазова. – Елец : Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2015. – 242 с. 

4. Асламов А.Г. Стандарты вариативного образования в изменяющимся мире: соцкультурная перспектива / Образовательная политика. 2011. № 6. 

5. Балашов В.А. Вопросы эстетического воспитания и эстетики /  В.А. Балашов. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL :https://znanium.com/ (дата обращения : 05.02.2022).

6. Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии : известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / Г. И. Вергелес. – Санкт-Петербург. 2009.  №100.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 2018. – 532 с.

8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – Москва : Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. 

9. Евдокимова И.Ю. Эстетическое воспитание детей в системе дополнительного образования / И.Ю. Евдокимова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.- практ.конф. (Чебоксары, 19 авг. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 139 - 142.

10. Ивасив Б.И. Воспитание эстетического вкуса учащихся начальных классов в процессе комплексного воздействия искусств / Б.И. Ивасив. // Образование и саморазвитие. 2013.  №14.

11. Ибраева Г. Эстетическое воспитание - очень значительное воспитание  / Г. Ибраева // Наука, новые технологии и инновации. 2012. № 6.

12. Каган М.С. Эстетическая и художественная культура / М.С. Каган // Соотношение общей и технической эстетики. Науч.-методич. аспекты. – Томс: ТГУ, 2015. - С.22-36.

13. Карцева, Г. А. К вопросу об эстетическом воспитании  / Г.А. Карцева, Е. Ю. Игнатова // Аналитика культурологии. 2014.

14. Киященко Н.И. Сущность эстетического воспитания и его роль во всестороннем и гармоническом развитии личности / Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров / Теория эстетического воспитания. Москва : Искусство, 2009.  - 5-32 с.

15. Козлова Н.Ю. Роль учреждений дополнительного образования детей в формировании личности школьника / Вестник ТГУ : 2010. - 174 - 176 с.

16. Коломина Н.В. Воспитание основ эстетической культуры в школе : Сценарии уроков / Н.В. Коломина. – Москва : ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.

17. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь : Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва : Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.  

18. Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] URL: http://www.goldedu.ru/golds-37-2. _(дата обращения: 14.02.2022).

19. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев ; под ред. В.А. Сластенина. – Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 647 с.

20. Любимова Ю.С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. / Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. Минск: Пачатковая школа, 2008. - 114 с.

21. Любимова Ю.С. Концептуальные основы организации эстетического воспитания младших школьников / Ю.С. Любимова // Воспитание младших школьников: история и современность: сб. науч. ст. / редкол. В.В.Буткевич [и др.]; под общ. ред. В.В. Буткевич. Минск: БГПУ, 2008. - 103-111 с.

22. Макаренко А.С. - человек, педагог, ученый, писатель: СССР, Россия, Урал: материалы 10-х Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений / под ред. В.С. Третьяковой. Екатеринбург : «Раритет», 2013. - 298 с.

23. Малыгина А.Н. О средствах эстетического воспитания детей младшего школьного возраста / А. Н. Малыгина, А. Н. Коваль // Молодой учёный. - 2015. - №24. - С. 995-997.

24. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. / Маленкова Л.И. Учебное пособие. Москва : Педагогическое общество России. 2002. - 280 с.

25. Медведев Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. Москва : Центр гуманитарной литературы РОН, 2002. 48 с. мире: соцкультурная перспектива // Образовательная политика.  2011.  № 6. 

26. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить. Книга для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский. – Москва : Просвещение, 2012. – 240 с.  

27. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – Москва: ООО «А ТЕМП», 2007. – 944 с.

28. Павлова Е.А. Нравственное и эстетическое воспитание детей школьного возраста на уроках иностранного языка / Е. А. Павлова. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL :https://znanium.com/ (дата обращения : 02.03.2022).

29. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. Пособие для вузов/ И.П. Подласый. Москва: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

30. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / Подласый И.П.  / Москва : Гуманитар, изд. центр «Владос», 2007. - 463 с.

31. Рузиева  М. Д. К вопросу о формировании системы эстетического воспитания школьников  / М. Д. Рузиева // Вестник ТГУПБП. 2014. № 4 (60).

32. Самохвалова В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире / В. И. Самохвалова // Эстетическая культура. – Москва: ИФРАН, 2016. – С.32-65.

33. Семенова Л.С. Формирование у школьников эстетической культуры в процессе выполнения творческих проектов // Вестник БГУ. 2015. № 3. С. 47-50.

34. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. / В.А. Сухомлинский. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL :https://znanium.com/ (дата обращения : 17.03.2022).

35. Сластенин В.А.  Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. . Сластенин Под ред. В. . Сластенина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

36. Теплова Н.В. Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени / Теплова Н.В.  - [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL :https://znanium.com/ (дата обращения : 08.02.2022).

37. Тимошенко Л.Г. Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени // Инновационная наука. № 4. 2015. - Самара. 146-148.

38. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / Тутолмин А.В. – Москва : МПГУ, 2011. – 192 с.

39. Ушинский К.Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В.О. Гусаковой / Отв. ред. О.А. Платонов. Москва: Институт русской цивилизации, 2015. - 688 с.

40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. - Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588/ (Дата обращения 29.03.2022).

41. Чикишева О. В. Практический аспект управления эстетическим воспитанием учащихся в общеобразовательном учебном заведении  : Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты / Чикишева О. В., Р. В. Сошин // сборник науч. трудов VI Междунар. науч.-практ. интернет-конф. ; отв. за вып. С. Т. Кохан. 2015. – Самара 206-212.

42. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. –  Москва : Академия, 2007. – 336 с.

Эстетическое развитие важный процесс, состоящий из множества частей, каждая из которых тесно связанна друг с другом. Поэтому эстетическое развитие в учреждениях ДОД требует всестороннего, непрерывного развития младших школьников, не только во время занятий, но и в жизни. По средствам разнообразной деятельности детей, а также личного примера педагогов, окружающих людей, а самое главное родных. Процесс эстетического развития призван научить детей видеть прекрасное вокруг себя, а также развивать в младших школьниках способности глубоко и тонко оценивать окружающий мир с эстетических позиций, творить по законам красоты.
1.3. Содержание, формы и методы эстетического развития детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования