Коррекция нарушений образной памяти у дошкольников 4-5 лет с нарушением слуха

Выпускная квалификационная (дипломная) работа, в ходе которой изучаются особенности коррекции нарушений образной памяти у дошкольников 4-5 лет с нарушением слуха. Автор рассматривает память, как психический процесс и раскрывает понятие образной памяти. Раскрывает закономерности развития памяти в отогенезе; рассматривает особенности образной памяти у дошкольников 4-5 лет с нарушением слуха. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
26.09.2022
Объем файла
1456 Кб
Количество страниц
72
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья значительную категорию составляют дети с различными выраженными нарушениями слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов, недоразвитию познавательных процессов.
Особое место в системе познавательных процессов занимает память – нечто очень сложное, включающее в себя процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком разнообразной информации. Важной составной частью полноценного развития памяти как психического познавательного процесса является сформированность образной памяти. В основе образной памяти находится образ, который ребенок запомнил.
Л.М. Житникова, П. И. Зинченко указывают, что развитие образной памяти слышащих дошкольников и ее перестройка связаны с качественными изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 
1.1 Закономерности развития памяти в онтогенезе……………….………….………7
1.2 Особенности образной памяти у дошкольников 4-5 лет с нарушением слуха……………………………………………………………………………………20
1.3 Методические рекомендации по развитию образной памяти у дошкольников 4-5 лет с нарушением слуха……………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 
2.1 Организация исследования и обоснование диагностического инструментария………………………………………………………….……………33
2.2 Содержание и результаты изучения уровня развития образной памяти у дошкольников 4-5 лет с нарушением слуха ………………………………………...37
2.3 Система работы по коррекции нарушений образной памяти у дошкольников 4-5 лет с нарушением слуха………………………………………………………...…..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….59
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….65

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аксенова, О. Н. Формирование образной памяти у дошкольников с нарушением слуха/ О.Н. Аксенова. [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer. yandex.ru/view/118716343/?p (Дата обращения 28.09.2021).

2. Афонькина, Ю. А. Особенности развития произвольной образной памяти у старших дошкольников в процессе дидактической игры / Ю. А.Афонькина. Москва: Просвещение, 1996. 180 с.

3. Бертынь, Г. П. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом / Г. П. Бертынь, Т. В. Рознова // Дефектология. 1993. №1. С.6-11.

4. Блонский, П. П. Память и мышление/ П.П. Блонский. Москва: ЛКИ, 2007. 196 с.

5. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Т. Г. Богданова. М.: Академия, 2002. 360 с.

6. Боскис, Р.М. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения/ Под ред. проф. Р.М. Боскис. Москва: Педагогика, 1989. 183 с.

7. Богуславская, 3.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада /З. М. Богуславская, Е.О.Смирнова. Москва: Просвещение, 1991. 194 с.

8. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду: Книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. Москва: Просвещение, 1991. 195 с.

9. Блонский, П.П. Память и мышление / П. П. Блонский. Москва: ЛКИ, 2007. 196 с.

10. Васильев, Е.Е. Связь образной памяти и зрительного восприятия детей дошкольного возраста / Е. Е. Васильева // Вестник экспериментального образования. 2017. № 5. С. 301-307.

11. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. Москва: Смысл, 1998. 685 с.

12. Венгер, Л.А. Дошкольное обучение, направленное на развитие способностей / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. № 9. 2002. С. 26.

13. Венгер, Л. А. Психология дошкольника / Л. А. Венгер. Москва: Просвещение, 1988. 272 с.

14. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. Москва: Просвещение, 2007. 300 с.

15. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л. С. Выготский. Москва, Ленинград, 1984. 153 с.

16. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей – 3-е изд., испр. и доп./ А. С. Галанов. Москва: АРКТИ, 2016. 176 с.

17. Гилевич, И. М. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе / И.М. Гилевич //Дефектология. 2011. № 3. С. 30-35.

18. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Л. А. Головчиц. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 304 с.

19. Головчиц, Л. А. Возможности дифференциации обучения и воспитания слабослышащих дошкольников / Л. А. Головчиц// Дефектология. 2007. № 2. С. 45 – 52.

20. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Метод. пособие / Г. Г. Голубева. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. 60 с.

21. Гонина, О. О. Психология: Краткий курс лекций для бакалавров / О. О. Гонина. Москва: Спутник, 2014. 141 с.

22. Горькина, Е. В. Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха / Е. В. Горькина // Молодой ученый. 2011. №5. / Т.2. С. 135-137.

23. Григорьева, Т.А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха / А. Т. Григорьева. Минск, 2009. 432 с.

24. Житникова, Л. М. Учите детей запоминать /Л. М. Житникова. Москва: Просвещение, 1985. 284 с.

25. Дубровина, Т.И. Экспериментальное изучение памяти дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. И. Дубровина, И.Ю. Левченко // Дефектология. 2014. № 3. С. 45-52.

26. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию / С. Д. Забрамная. Москва, 1998. 40 с.

27. Забрамная, С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: Пособ. для психолого-педагогических комиссий / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. Москва: Владос, 2003. 32 с.

28. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность / Ю. Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Москва: АСТ, 2008. 646 с.

29. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, [и др.]; под ред. С. Л. Новоселовой. Москва: Просвещение, 1989. 284 с.

30. Истомина, З. М. Развитие памяти: учебно-методическое пособие / З. М. Истомина. Москва: Союзиздат, 1978. 345 с.

31. Казакова, Т. Г. Детское изобразительное творчество / Т. Г. Казакова.  Москва: «Карапуз-дидактика», 2006. 120 с.

32. Козубовский, В. М. Общая психология. Познавательные процессы / В. М. Козубовский. Москва: Амалфея, 2004. 368 с.

33. Копнина, О. В. Понятие и сущность памяти ребенка дошкольного возраста / О. В. Копнина, И. А Попова // Психология и педагогика XXI века: Теория, практика и перспективы. Москва, 2016. 483 с.

34. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. Санкт-Петербург: КАРО, 2005. 280 с.

35. Кузьмичева, Е. П. Развитие речевого слуха у глухих / под ред. Т. А. Власовой. Москва: Педагогика, 1983. 160 с.

36. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии/ В. А. Крутецкий. Москва: Просвещение, 1982. 253 с.

37. Лебедева, С. О. О возможностях развития образной памяти / С.О. Лебедева// Дошкольное воспитание. 2005. №8. С. 52–54.

38. Леонтьев, А.Н. Развитие памяти/ А. Н. Леонтьев. Москва: Педагогика, 1987. 40 с.

39. Леонгард, Э.И. Глухие и слабослышащие малыши в образовательном пространстве / Э. И. Леонгард // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. № 5. С. 28-38.

40. Леонгар, Э. И. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей/ Э.И. Леонгар. Москва: Просвещение, 2010. 294 с.

41. Люблинская, А. А. Активность и направленность дошкольника / А.А. Люблинская. Москва: Институт практической психологии, 1996. 304 с.

42. Миронова, Э. В. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа / Э. В. Миронова, Н. Д. Шматко// Дефектология. 1995. № 4. С. 66-74.

43. Методические рекомендации для специалистов психологомедико-педагогических комиссий по обследованию детей с нарушениями слуха /авт.-сост.:Л.Ю. Вакорина Т.А. Соловьева, Е.В. Кулакова, Л.С. Колотуша; Федеральный центр психолого-медико-педагогической комиссии. – Москва, 2018. – 46 с.

44. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 5-е изд., стереотип./ В. С. Мухина. Москва: Инфра-М, 2009. 275 с.

45. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: «Общие основы психологии»/ Р. С. Немов. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 688 с.

46. Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 224 с.

47. Петровский, А. В. Общая психология. 2-е изд., перераб. и доп. / А. В. Петровский. Москва: Просвещение, 1987. 479 с.

48. Правдов, М. А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста / М. А. Правдов. Москва, 2006. 183 с.

49. Розанова, Т. В. Исследование личности детей с нарушениями слуха / Т. В. Розанова, Н. В. Яшкова. Москва: Гардарики, 1991. 180 с.

50. Розанова, Т. В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Розанова // Дефектология. 1997. №4. С. 56-67

51. Розанова, Т. В. Психология глухих детей/ Т. В. Розанова, И. М. Соловьев. Москва: Просвещение, 1991. 283 с.

52. Розанова, Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т. В. Розанова. Москва: Педагогика, 1978. 231 с.

53. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. СПб.: Издательство «Питер», 2010. 394 с.

54. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. Москва: Изд. центр «Академия», 2000. 160 с.

55. Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнов. Москва: Просвещение, 1966. 423 с.

56. Соловьев, И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений предметов / И. М. Соловьев. Москва: Просвещение, 1996 247 с. 

57. Соловьев, И. М. Психология глухих детей/ И. М. Соловьев, Ж.И. Шиф. Москва: Педагогика, 1991. – 448 с. 

58. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д., «Феникс», 2013. 284 с.

59. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Л. Ф. Тихомирова. Ярославль: Академия развития, 1996. 238 с.

60. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. Москва: Академия, 1998. 336 с.

61. Ухина, Н. А. Характеристика слухового восприятия детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.А. Ухина // Сборник трудов молодых ученых Владимирского государственного педагогического университета. Выпуск 5. – Владимир, 2005. – С. 140 – 142.

62. Фомина, Л. В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 5-6 лет/ Л.В. Фомина. Москва: ТЦ "Сфера", 2001. 80 с.

63. Холомина, Ю. В. Особенности развития образной памяти у дошкольников посредством компьютерных игровых программ / Ю. В. Холомина, Ю. М. Васина // Проблемы теории и практики современной психологии: Материалы XV ежегодной Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2016. 341 с.

64. Чулкова, М. С. Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении / М. С. Чулкова // Инновационная наука. 2016. № 4. С. 216-220.

65. Шадриков, В. Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина. Москва: Педагогика, 1990. 176 с.

66. Шиф, Ж. И. О мыслительных операциях. Психология глухих детей / Ж. И. Шиф. Москва: Педагогика, 1998. 248 с. 

67. Эльконин, Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей / Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. 1976. № 5. С. 23-30.

Т.Г. Богданова пишет, что все виды работ по развитию памяти будут эффективны только при интенсивном развитии словесной речи – расширении активного словаря детей, обучении их производить адекватные замены одних слов другими, близкими по смыслу, совершать пересказ текста своими словами. Таким образом, все направления работы по развитию словесной памяти у детей с нарушением слуха имеют своей целью формирование осмысленного запоминания [5].
В ходе развития речи, в процессе игровой и учебной деятельности память детей с нарушением слуха совершенствуется. Т.В. Розанова выделила следующие направления развития словесной памяти детей с нарушением слуха. Главное направление связано с обеспечением запоминания на длительный срок. Для этого нужно, во-первых, добиться полного понимания текста, используя, в частности, наглядные средства; во-вторых, помочь детям овладеть приемами произвольного запоминания – разбивко