Коррекция нарушений образной памяти у дошкольников 4-5 лет с нарушением слуха
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья значительную категорию составляют дети с различными выраженными нарушениями слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов, недоразвитию познавательных процессов.
Особое место в системе познавательных процессов занимает память – нечто очень сложное, включающее в себя процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком разнообразной информации. Важной составной частью полноценного развития памяти как психического познавательного процесса является сформированность образной памяти. В основе образной памяти находится образ, который ребенок запомнил.
Л.М. Житникова, П. И. Зинченко указывают, что развитие образной памяти слышащих дошкольников и ее перестройка связаны с качественными изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Закономерности развития памяти в онтогенезе……………….………….………7
1.2 Особенности образной памяти у дошкольников 4-5 лет с нарушением слуха……………………………………………………………………………………20
1.3 Методические рекомендации по развитию образной памяти у дошкольников 4-5 лет с нарушением слуха……………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Организация исследования и обоснование диагностического инструментария………………………………………………………….……………33
2.2 Содержание и результаты изучения уровня развития образной памяти у дошкольников 4-5 лет с нарушением слуха ………………………………………...37
2.3 Система работы по коррекции нарушений образной памяти у дошкольников 4-5 лет с нарушением слуха………………………………………………………...…..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….59
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аксенова, О. Н. Формирование образной памяти у дошкольников с нарушением слуха/ О.Н. Аксенова. [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer. yandex.ru/view/118716343/?p (Дата обращения 28.09.2021).
2. Афонькина, Ю. А. Особенности развития произвольной образной памяти у старших дошкольников в процессе дидактической игры / Ю. А.Афонькина. Москва: Просвещение, 1996. 180 с.
3. Бертынь, Г. П. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом / Г. П. Бертынь, Т. В. Рознова // Дефектология. 1993. №1. С.6-11.
4. Блонский, П. П. Память и мышление/ П.П. Блонский. Москва: ЛКИ, 2007. 196 с.
5. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Т. Г. Богданова. М.: Академия, 2002. 360 с.
6. Боскис, Р.М. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения/ Под ред. проф. Р.М. Боскис. Москва: Педагогика, 1989. 183 с.
7. Богуславская, 3.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада /З. М. Богуславская, Е.О.Смирнова. Москва: Просвещение, 1991. 194 с.
8. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду: Книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. Москва: Просвещение, 1991. 195 с.
9. Блонский, П.П. Память и мышление / П. П. Блонский. Москва: ЛКИ, 2007. 196 с.
10. Васильев, Е.Е. Связь образной памяти и зрительного восприятия детей дошкольного возраста / Е. Е. Васильева // Вестник экспериментального образования. 2017. № 5. С. 301-307.
11. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. Москва: Смысл, 1998. 685 с.
12. Венгер, Л.А. Дошкольное обучение, направленное на развитие способностей / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. № 9. 2002. С. 26.
13. Венгер, Л. А. Психология дошкольника / Л. А. Венгер. Москва: Просвещение, 1988. 272 с.
14. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. Москва: Просвещение, 2007. 300 с.
15. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л. С. Выготский. Москва, Ленинград, 1984. 153 с.
16. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей – 3-е изд., испр. и доп./ А. С. Галанов. Москва: АРКТИ, 2016. 176 с.
17. Гилевич, И. М. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе / И.М. Гилевич //Дефектология. 2011. № 3. С. 30-35.
18. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Л. А. Головчиц. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 304 с.
19. Головчиц, Л. А. Возможности дифференциации обучения и воспитания слабослышащих дошкольников / Л. А. Головчиц// Дефектология. 2007. № 2. С. 45 – 52.
20. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Метод. пособие / Г. Г. Голубева. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. 60 с.
21. Гонина, О. О. Психология: Краткий курс лекций для бакалавров / О. О. Гонина. Москва: Спутник, 2014. 141 с.
22. Горькина, Е. В. Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха / Е. В. Горькина // Молодой ученый. 2011. №5. / Т.2. С. 135-137.
23. Григорьева, Т.А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха / А. Т. Григорьева. Минск, 2009. 432 с.
24. Житникова, Л. М. Учите детей запоминать /Л. М. Житникова. Москва: Просвещение, 1985. 284 с.
25. Дубровина, Т.И. Экспериментальное изучение памяти дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. И. Дубровина, И.Ю. Левченко // Дефектология. 2014. № 3. С. 45-52.
26. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию / С. Д. Забрамная. Москва, 1998. 40 с.
27. Забрамная, С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: Пособ. для психолого-педагогических комиссий / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. Москва: Владос, 2003. 32 с.
28. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность / Ю. Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Москва: АСТ, 2008. 646 с.
29. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, [и др.]; под ред. С. Л. Новоселовой. Москва: Просвещение, 1989. 284 с.
30. Истомина, З. М. Развитие памяти: учебно-методическое пособие / З. М. Истомина. Москва: Союзиздат, 1978. 345 с.
31. Казакова, Т. Г. Детское изобразительное творчество / Т. Г. Казакова. Москва: «Карапуз-дидактика», 2006. 120 с.
32. Козубовский, В. М. Общая психология. Познавательные процессы / В. М. Козубовский. Москва: Амалфея, 2004. 368 с.
33. Копнина, О. В. Понятие и сущность памяти ребенка дошкольного возраста / О. В. Копнина, И. А Попова // Психология и педагогика XXI века: Теория, практика и перспективы. Москва, 2016. 483 с.
34. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. Санкт-Петербург: КАРО, 2005. 280 с.
35. Кузьмичева, Е. П. Развитие речевого слуха у глухих / под ред. Т. А. Власовой. Москва: Педагогика, 1983. 160 с.
36. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии/ В. А. Крутецкий. Москва: Просвещение, 1982. 253 с.
37. Лебедева, С. О. О возможностях развития образной памяти / С.О. Лебедева// Дошкольное воспитание. 2005. №8. С. 52–54.
38. Леонтьев, А.Н. Развитие памяти/ А. Н. Леонтьев. Москва: Педагогика, 1987. 40 с.
39. Леонгард, Э.И. Глухие и слабослышащие малыши в образовательном пространстве / Э. И. Леонгард // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. № 5. С. 28-38.
40. Леонгар, Э. И. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей/ Э.И. Леонгар. Москва: Просвещение, 2010. 294 с.
41. Люблинская, А. А. Активность и направленность дошкольника / А.А. Люблинская. Москва: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
42. Миронова, Э. В. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа / Э. В. Миронова, Н. Д. Шматко// Дефектология. 1995. № 4. С. 66-74.
43. Методические рекомендации для специалистов психологомедико-педагогических комиссий по обследованию детей с нарушениями слуха /авт.-сост.:Л.Ю. Вакорина Т.А. Соловьева, Е.В. Кулакова, Л.С. Колотуша; Федеральный центр психолого-медико-педагогической комиссии. – Москва, 2018. – 46 с.
44. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 5-е изд., стереотип./ В. С. Мухина. Москва: Инфра-М, 2009. 275 с.
45. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: «Общие основы психологии»/ Р. С. Немов. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 688 с.
46. Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 224 с.
47. Петровский, А. В. Общая психология. 2-е изд., перераб. и доп. / А. В. Петровский. Москва: Просвещение, 1987. 479 с.
48. Правдов, М. А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста / М. А. Правдов. Москва, 2006. 183 с.
49. Розанова, Т. В. Исследование личности детей с нарушениями слуха / Т. В. Розанова, Н. В. Яшкова. Москва: Гардарики, 1991. 180 с.
50. Розанова, Т. В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Розанова // Дефектология. 1997. №4. С. 56-67
51. Розанова, Т. В. Психология глухих детей/ Т. В. Розанова, И. М. Соловьев. Москва: Просвещение, 1991. 283 с.
52. Розанова, Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т. В. Розанова. Москва: Педагогика, 1978. 231 с.
53. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. СПб.: Издательство «Питер», 2010. 394 с.
54. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. Москва: Изд. центр «Академия», 2000. 160 с.
55. Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнов. Москва: Просвещение, 1966. 423 с.
56. Соловьев, И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений предметов / И. М. Соловьев. Москва: Просвещение, 1996 247 с.
57. Соловьев, И. М. Психология глухих детей/ И. М. Соловьев, Ж.И. Шиф. Москва: Педагогика, 1991. – 448 с.
58. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д., «Феникс», 2013. 284 с.
59. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Л. Ф. Тихомирова. Ярославль: Академия развития, 1996. 238 с.
60. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. Москва: Академия, 1998. 336 с.
61. Ухина, Н. А. Характеристика слухового восприятия детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.А. Ухина // Сборник трудов молодых ученых Владимирского государственного педагогического университета. Выпуск 5. – Владимир, 2005. – С. 140 – 142.
62. Фомина, Л. В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 5-6 лет/ Л.В. Фомина. Москва: ТЦ "Сфера", 2001. 80 с.
63. Холомина, Ю. В. Особенности развития образной памяти у дошкольников посредством компьютерных игровых программ / Ю. В. Холомина, Ю. М. Васина // Проблемы теории и практики современной психологии: Материалы XV ежегодной Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2016. 341 с.
64. Чулкова, М. С. Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении / М. С. Чулкова // Инновационная наука. 2016. № 4. С. 216-220.
65. Шадриков, В. Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина. Москва: Педагогика, 1990. 176 с.
66. Шиф, Ж. И. О мыслительных операциях. Психология глухих детей / Ж. И. Шиф. Москва: Педагогика, 1998. 248 с.
67. Эльконин, Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей / Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. 1976. № 5. С. 23-30.
Т.Г. Богданова пишет, что все виды работ по развитию памяти будут эффективны только при интенсивном развитии словесной речи – расширении активного словаря детей, обучении их производить адекватные замены одних слов другими, близкими по смыслу, совершать пересказ текста своими словами. Таким образом, все направления работы по развитию словесной памяти у детей с нарушением слуха имеют своей целью формирование осмысленного запоминания [5].
В ходе развития речи, в процессе игровой и учебной деятельности память детей с нарушением слуха совершенствуется. Т.В. Розанова выделила следующие направления развития словесной памяти детей с нарушением слуха. Главное направление связано с обеспечением запоминания на длительный срок. Для этого нужно, во-первых, добиться полного понимания текста, используя, в частности, наглядные средства; во-вторых, помочь детям овладеть приемами произвольного запоминания – разбивко