Современные мультфильмы как средство познавательного развития ребенка-дошкольника
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, стремящегося воспитать личность, которая будет способна к самосовершенствованию и саморазвитию, является познавательный интерес детей дошкольного возраста. Говоря о детях старшего дошкольного возраста, можно затронуть повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. С каждым днем кругозор ребенка расширяется, он узнает что-то новое, стремится познать названия предметов, их сходства и различия, думает о простых причинах наблюдаемых явлений в природе и обществе в целом.
Перед дошкольной образовательной организацией поставлена определенная цель: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос сознательным членом общества, который будет проявлять инициативу, творческий подход в различной деятельности, заботиться о своем здоровье.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………........................... 3
1 Теоретические основы познавательного развития детей дошкольного возраста посредством мультфильмов……………………………………... 7
1.1 Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………... 7
1.2
Современные мультфильмы как средство развития познавательных процессов для детей дошкольного возраста……......................................................................................... 14
2 Методические рекомендации по использованию современных мультфильмов в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста……………………………………………………… 24
2.1 Описание методики и результатов диагностики уровня познавательной активности у детей дошкольного возраста………………………………………………………………. 24
2.2 Методические рекомендации по использованию современных мультфильмов для роста познавательного развития ребенка-дошкольника…………………………………………………………. 30
Заключение……………………………………………………………………... 40
Список использованных источников………………………………………….48
Приложение А Методика «Вопрошайка» …………………………………….51
Приложение Б Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок»……...52
Приложение В Методика «Цветные лепестки»……………………………....53
Приложение Г Результаты эксперимента по методике «Вопрошайка»…….54
Приложение Д Результаты эксперимента по методике «Выбор сюжетно- тематических картинок……………………………………….....55
Приложение Е Результаты эксперимента по методике«Цветные лепестки»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абитова, Г. Т. Роль познавательного интереса в формировании основ информационной культуры детей старшего дошкольного возраста / Г. Т. Абитова – Санкт-Петербург : Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2016 – №161. – С. 102-105.
2. 2. Аблитарова, А. Р. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / А. Р. Аблитарова, Н. А. Ревинская; Педагогическое мастерство: Материалы IX Mеждунар. науч. конференции (Москва, ноябрь 2016). Москва : Буки-Веди, 2016.
3. 3. Александрова, И. В. Воспитание любознательности и познавательных интересов в ДОУ / И. В. Александрова – Владимир : Символ науки, 2016. – №11–2. – С. 70–73.
4. Афонина, Ю. В. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников / Ю. В. Афонина, Т. Г. Ханова – Нижний Новгород : ПНиО, 2017. – №6 (30). – С. 77–82.
5. Ашиков, В. И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семицветик» – URL: https://doshkolniki. org/programmy/arxiv/programma-semiczvetik.html (дата обращения – 20.10.2021)
6. 6. Баранова, Э. А. Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного психического образования / Э. А. Баранова – Москва : ИТС, 2016. – №3. – С. 91–94.
7. 7. Баранова, Э. А. Особенности развития познавательного интереса в дошкольном возрасте / Э. А. Баранова – Чебоксары : Детский сад от А до Я, 2009. – № 1.
8. 8. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для академического бакалавриата / В. Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 170 с. – (Серия : Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-08012-4.
9. Березина, Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина – Москва : Теория и практика общественного развития, 2013. – №8. – С. 69¬–71.
10. Березина, Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина – Москва : Теория и практика общественного развития. 2018. – №8. – С. 192–195.
11. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 218 с. – (Высшее образование). ISBN 978-5-534-06925-9 – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait. ru/bcode/452593 (дата обращения: 24.03.2022).
12. 12. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 218 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09089-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https:// urait.ru/bcode/427125 (дата обращения: 24.03.2022).
13. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н. В. Бордовская. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – С. 216. – ISBN 5-272-00266-0.
14. Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 218 с. – (Серия : Университеты России) – ISBN 978-5-534-05478-1.
15. Виноградова, И. А. Средовые факторы формирования игровых компетенций детей старшего дошкольного возраста / И. А. Виноградова, Е. В. Иванова, О. В. Цаплина – Москва : Вестник ТГПУ. 2018. – №1 (190). – С. 74–78.
16. 16. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н. В. Микляева, Н. А. Виноградова, Ф. С. Гайнуллова; Под ред. Н. В. Микляева. – Москва : Форум, 2012. – 256 c. – ISBN 978-5-534-03348-9.
17. 17. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 425 с. – (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-08615-7. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https:// urait.ru/bcode/454355 (дата обращения: 24.03.2022).
18. Григорян, Э. Г. Психолого-педагогические особенности внимания детей дошкольного возраста. – Э. Г. Григорян – Москва : Сфера, 2020. – 112 с. – ISBN: 978-5-994-92542-3.
19. 19. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – С. 180. – ISBN 978-5-496-00013-0.
20. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 480 c. – ISBN 978-5-496-121213-0.
21. 21. Зебзеева, В. А. Педагогическое сопровождение процесса развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста / В. А. Зебзеева, М. Н. Пономарева – Оренбург : Проблемы современного педагогического образования, 2019. – №62-2. – С. 90–93.
22. Изотова, Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 222 с. – (Высшее образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – ISBN 978-5-534-01720-5. – URL: https://urait. ru/index. php/bcode/421158 (дата обращения: 24.03.2022).
23. 23. Истратова, О. Н. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Истратова, Е. А. Волошина – Ростов-на-Дону : Приволжский научный вестник, 2014. – № 9 (37).
24. 24. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. – Москва : Юрайт, 2017. – 202 с. – ISBN 978-5-534-10179-9.
25. 25. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова. – Москва : Academia, 2017. – 288 c. – ISBN 978-5-7695-9162-4.
26. Коростелева, Н. А. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста / Н. А. Коростелева, В. В. Постнова, В. В. Бондаренко – Караганда : Вопросы дошкольной педагогики, 2015.– № 3.
27. 27. Куниченко, О. В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5–7 лет / О. В. Куниченко – Волгоград : Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире, 2014. – Т. 3. – № 5.
28. 28. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 411 с. – (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-7223-8 – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait. ru/bcode/431950 (дата обращения: 24.03.2022).
29. 29. Мордвинова, М. С. Особенности влияния мультипликационных фильмов на формирование дружелюбия и коммуникабельности у дошкольников / М. С. Мордвинова – Нижний Новгород : Молодой ученый, 2017. № 1. – URL: https
30. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 2 декабря 2019 года : принят Государственной думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – Москва : Эксмо, 2018. – 144 с.
31. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика : учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 574 с. – (Бакалавр. Академический курс). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – ISBN 978-5-9916-6715-9. – URL: https:// urait.ru/bcode/444141 (дата обращения: 24.03.2022).
32. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 155 с. – (Образовательный процесс). - ISBN 978-5-534-06127-7 – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait. ru/bcode/411142 (дата обращения: 24.03.2022).
33. 33. Турченко В. И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В. И. Турченко – Москва : Флинта, 2016. – 256 c. – ISBN 978-5-9765-0906-1.
34. 34. Чмелева, Е. В. История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца ХIХ – начала ХХ века : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Чмелева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 194 с. – (Авторский учебник). - ISBN 978-5-534-08842-7. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https:// urait.ru/bcode/426609 (дата обращения: 24.03.2022).
35. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 457 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-11587-1.–Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait. ru/bcode/456488 (дата обращения: 24.03.2022).
Требования к образу персонажей мультфильма – красочность, оригинальность, экспрессивность, типичность (узнаваемость) и индивидуальность представления героев, запоминающийся характер их образов; яркость проявления характерных черт героев, наглядное проявление этих черт в сюжете; убедительная демонстрация персонажем полезных привычек, необходимости соблюдения правил и норм поведения; добродетель, отвага, успешность и харизматичность положительных героев как возможность проявления желания дошкольника к подражанию.
Требования к нравственной проблематике фильма – развитие событий ставит ребенка перед проблемой нравственности, ситуацией выбора и принятия решения: утверждение абсолютной ценности любого существа, идеи о дружбе, единении, взаимопомощи, доброте и справедливости; формулировка в явном или скрытом виде нравственных выводов («морали» мультфильма); наглядное разъяснение содержания норм и правил нравственности для расширения их представлений ребенку; связь событий, фрагментов мультфильма с жизненной ситуацией