Современные мультфильмы как средство познавательного развития ребенка-дошкольника

Курсовая работа, целью которой является определить особенности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста с использованием современных мультфильмов. В ходе написания курсовой автором разрабатываются методические рекомендации по использованию современных мультфильмов провести анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу; раскрывается понятие развития познавательных процессов детей дошкольного возраста как психолого-педагогического понятия; теоретически обосновано влияние современных мультфильмов на развитие познавательных процессов для детей дошкольного возраста.
Author image
Radik
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
26.09.2022
Объем файла
477 Кб
Количество страниц
44
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, стремящегося воспитать личность, которая будет способна к самосовершенствованию и саморазвитию, является познавательный интерес детей дошкольного возраста. Говоря о детях старшего дошкольного возраста, можно затронуть повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. С каждым днем кругозор ребенка расширяется, он узнает что-то новое, стремится познать названия предметов, их сходства и различия, думает о простых причинах наблюдаемых явлений в природе и обществе в целом.
Перед дошкольной образовательной организацией поставлена определенная цель: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос сознательным членом общества, который будет проявлять инициативу, творческий подход в различной деятельности, заботиться о своем здоровье.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………........................... 3

1 Теоретические основы познавательного развития детей дошкольного возраста посредством мультфильмов……………………………………... 7

1.1 Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………... 7

1.2

Современные мультфильмы как средство развития познавательных процессов для детей дошкольного возраста……......................................................................................... 14

2 Методические рекомендации по использованию современных мультфильмов в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста……………………………………………………… 24

2.1 Описание методики и результатов диагностики уровня познавательной активности у детей дошкольного возраста………………………………………………………………. 24

2.2 Методические рекомендации по использованию современных мультфильмов для роста познавательного развития ребенка-дошкольника…………………………………………………………. 30

Заключение……………………………………………………………………... 40

Список использованных источников………………………………………….48

Приложение А Методика «Вопрошайка» …………………………………….51

Приложение Б Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок»……...52

Приложение В Методика «Цветные лепестки»……………………………....53

Приложение Г Результаты эксперимента по методике «Вопрошайка»…….54

Приложение Д Результаты эксперимента  по  методике  «Выбор сюжетно- тематических картинок……………………………………….....55

Приложение Е Результаты эксперимента по методике«Цветные лепестки»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абитова, Г. Т. Роль познавательного интереса в формировании основ информационной культуры детей старшего дошкольного возраста /  Г. Т. Абитова – Санкт-Петербург : Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2016 – №161. – С. 102-105.

2. 2. Аблитарова, А. Р. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / А. Р. Аблитарова, Н. А. Ревинская; Педагогическое мастерство: Материалы IX Mеждунар. науч. конференции (Москва, ноябрь 2016). Москва : Буки-Веди, 2016.

3. 3. Александрова, И. В. Воспитание любознательности и познавательных интересов в ДОУ / И. В. Александрова – Владимир : Символ науки, 2016. – №11–2. – С. 70–73.

4. Афонина, Ю. В. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников / Ю. В. Афонина, Т. Г. Ханова – Нижний Новгород : ПНиО, 2017. – №6 (30). – С. 77–82.

5. Ашиков, В. И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семицветик» – URL: https://doshkolniki. org/programmy/arxiv/programma-semiczvetik.html (дата обращения – 20.10.2021)

6. 6. Баранова, Э. А. Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного психического образования / Э. А. Баранова – Москва : ИТС, 2016. – №3. – С. 91–94.

7. 7. Баранова, Э. А. Особенности развития познавательного интереса в дошкольном возрасте / Э. А. Баранова – Чебоксары : Детский сад от А до Я, 2009. – № 1.

8. 8. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для академического бакалавриата / В. Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 170 с. – (Серия : Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-08012-4.

9. Березина, Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина –  Москва : Теория и практика общественного развития, 2013. – №8. – С. 69¬–71.

10. Березина, Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина –  Москва : Теория и практика общественного развития. 2018. – №8. – С. 192–195.

11. Болотина, Л. Р.  Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 218 с. – (Высшее образование). ISBN 978-5-534-06925-9 – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait. ru/bcode/452593 (дата обращения: 24.03.2022).

12. 12. Болотина, Л. Р.  Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 218 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09089-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https:// urait.ru/bcode/427125 (дата обращения: 24.03.2022).

13. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н. В. Бордовская. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – С. 216. – ISBN 5-272-00266-0.

14. Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 218 с. – (Серия : Университеты России) – ISBN 978-5-534-05478-1.

15. Виноградова, И. А. Средовые факторы формирования игровых компетенций детей старшего дошкольного возраста / И. А. Виноградова, Е. В. Иванова, О. В. Цаплина – Москва : Вестник ТГПУ. 2018. – №1 (190). – С. 74–78.

16. 16. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н. В. Микляева, Н. А. Виноградова, Ф. С. Гайнуллова; Под ред. Н. В. Микляева. – Москва : Форум, 2012. – 256 c. – ISBN 978-5-534-03348-9.

17. 17. Гонина, О. О.  Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 425 с. – (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-08615-7. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https:// urait.ru/bcode/454355 (дата обращения: 24.03.2022).

18. Григорян, Э. Г. Психолого-педагогические особенности внимания детей дошкольного возраста. – Э. Г. Григорян – Москва : Сфера, 2020. – 112 с. – ISBN: 978-5-994-92542-3.

19. 19. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – С. 180. – ISBN 978-5-496-00013-0.

20. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 480 c. – ISBN 978-5-496-121213-0. 

21. 21. Зебзеева, В. А. Педагогическое сопровождение процесса развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста / В. А. Зебзеева, М. Н. Пономарева – Оренбург : Проблемы современного педагогического образования, 2019. – №62-2. – С. 90–93.

22. Изотова, Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 222 с. – (Высшее образование). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].  – ISBN 978-5-534-01720-5.  – URL: https://urait. ru/index. php/bcode/421158 (дата обращения: 24.03.2022).

23. 23. Истратова, О. Н. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Истратова, Е. А. Волошина – Ростов-на-Дону : Приволжский научный вестник, 2014. – № 9 (37).

24. 24. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. – Москва : Юрайт, 2017. – 202 с. – ISBN 978-5-534-10179-9.

25. 25. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова. – Москва : Academia, 2017. – 288 c. – ISBN 978-5-7695-9162-4.

26. Коростелева, Н. А. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста / Н. А. Коростелева, В. В. Постнова, В. В. Бондаренко – Караганда : Вопросы дошкольной педагогики, 2015.– № 3.

27. 27. Куниченко, О. В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5–7 лет / О. В. Куниченко – Волгоград : Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире, 2014. – Т. 3. – № 5.

28. 28. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 411 с. – (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-7223-8 – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait. ru/bcode/431950 (дата обращения: 24.03.2022).

29. 29. Мордвинова, М. С. Особенности влияния мультипликационных фильмов на формирование дружелюбия и коммуникабельности у дошкольников / М. С. Мордвинова – Нижний Новгород : Молодой ученый, 2017. № 1. – URL: https

30. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 2 декабря 2019 года : принят Государственной думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – Москва : Эксмо, 2018. – 144 с.

31. Столяренко, Л. Д.  Психология и педагогика : учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 574 с. – (Бакалавр. Академический курс). – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – ISBN 978-5-9916-6715-9. – URL: https:// urait.ru/bcode/444141 (дата обращения: 24.03.2022).

32. Тихомирова, О. В.  Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 155 с. – (Образовательный процесс). - ISBN 978-5-534-06127-7 – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait. ru/bcode/411142 (дата обращения: 24.03.2022).

33. 33. Турченко В. И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В. И. Турченко – Москва : Флинта, 2016. – 256 c. – ISBN 978-5-9765-0906-1.

34. 34. Чмелева, Е. В.  История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца ХIХ – начала ХХ века : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Чмелева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 194 с. – (Авторский учебник). - ISBN 978-5-534-08842-7. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https:// urait.ru/bcode/426609 (дата обращения: 24.03.2022).

35. Шаповаленко, И. В.  Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 457 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-11587-1.–Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait. ru/bcode/456488 (дата обращения: 24.03.2022).

Требования к образу персонажей мультфильма – красочность, оригинальность, экспрессивность, типичность (узнаваемость) и индивидуальность представления героев, запоминающийся характер их образов; яркость проявления характерных черт героев, наглядное проявление этих черт в сюжете; убедительная демонстрация персонажем полезных привычек, необходимости соблюдения правил и норм поведения; добродетель, отвага, успешность и харизматичность положительных героев как возможность проявления желания дошкольника к подражанию.
Требования к нравственной проблематике фильма – развитие событий ставит ребенка перед проблемой нравственности, ситуацией выбора и принятия решения: утверждение абсолютной ценности любого существа, идеи о дружбе, единении, взаимопомощи, доброте и справедливости; формулировка в явном или скрытом виде нравственных выводов («морали» мультфильма); наглядное разъяснение содержания норм и правил нравственности для расширения их представлений ребенку; связь событий, фрагментов мультфильма с жизненной ситуацией