Формирование предпосылок освоения вычислительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование предпосылок освоения вычислительной деятельности у дошкольников является частью познавательного развития детей дошкольного возраста. В процессе формирования ребенок овладевает также способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для становления и развития мировоззрения, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные качества.Формирование у детей предпосылок вычислительной деятельности рассматривается в дошкольной педагогике как одно из важных средств интеллектуального развития детей. В дошкольном учреждении ребенок приобретает первичные математические представления, которые при обучении в школе будут составлять базу для дальнейшего обучения.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» дошкольное образование обозначено как первая ступень общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………........................... 3
1 Теоретические основы формирования предпосылок освоения вычислительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре……………..……………………………………......... 6
1.1 Особенности формирования предпосылок освоения вычислительной деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………..………..…………………... 6
1.2Дидактическая игра как эффективное средство формирования вычислительных предпосылок детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….………………... 13
2 Эмпирическое исследование по формированию предпосылок вычислительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре………………………………………………………… 19
2.1 Выявление методов формирования предпосылок вычислительной деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе дидактической игры…………………...………. 19
2.2 Разработка методических рекомендаций для формирования предпосылок вычислительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на основе дидактической игры………..………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………... 35
Список использованных источников………………………………………….37
Приложение А Комплекс диагностических заданий для изучения вычислительной деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………… 42
Приложение Б Дидактические игры на формирование вычислительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.......... 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аблитарова, А. Р., Кондрашова, Н. В. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста . Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.) / А. Р. Аблитарова, Н. В. Кондрашова. – Москва : СПб: Заневская площадь, 2014. – с.55–59 – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6745/
2. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В. Н. Аванесова. – Москва : Просвещение, 2012. – 176с.
3. Алишев, Б. С. Понятие представление в современной психологии / Б. С. Алишев. – Москва : Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки , 2014. – с.141-154
4. Барылкина, Л. П. Формирование вычислительных навыков: 4¬7 лет / Л. П. Барылкина. – Москва : Вако, 2008. – 207 с.
5. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников курс лекций / А. В. Белошистая. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
6. Берлянд, И. Я. Игра как феномен сознания / И. Я. Берлянд. Москва : Кемерово: АЛЕФ Гуманитарный Центр, 1992. – 96 с.
7. Блейхер, В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических
терминов / В. М. Блейхер, И. В. Крук. – Москва : Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. – 640 с.
8. Бостельман, А. Математика в любое время! / А. Бостельман. – Москва : Национальное образование, 2016. – 104 с.
9. Венгер, Л. А. Формирование познавательных способностей в дошкольном детстве. Хрестоматия по детской психологии / Л. А Венгер. – Москва : Ред. и сост. Г. В. Бурменская, 1996. – с.133-146
10. Вершинина, Н. Б. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой : диагностический журнал. / Н. Б. Вершинина. – Москва : Волгоград : Учитель, 2010. – 35 с.
11. Гвоздев, А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка / А. Н. Гвоздев. – Москва : Куйбышев,1990. – 104 с.
12. Гороховцева, Л. А. Дидактическая игра как средство формирования вычислительных навыков детей дошкольного возраста / Л. А. Гороховцева. – Москва : Просвещение, 2017. – 113 с.
13. Давайте поиграем. Под редакцией А. А.Столяра. Москва. «Просвещение». «Учебная литература». 2002. – 102с.
14. Еременко, Е. Н. Педагогические условия формирования вычислительной деятельности у дошкольников в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования / Е. Н. Еременко. – Москва : Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2014. С. 1 – 4.
15. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – Москва : Просвещение, 1992. – 78 с.
16. Иванов, М. В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии / М. В.Иванов. – Москва : Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2012. № 28. – с. 1245 – 1248
17. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа формирования вычислительных навыков у дошкольников / Е. В. Колесникова. – Москва : Сфера, 2015. – 112 с.
18. Леушина, А. М. Формирование элементарных вычислительных навыков у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – Москва : Просвещение , 1994. – 94 с.
19. Логинова, В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных вычислительных навыков в детском саду / В. И. Логинова. – Москва : Просвещение, 1990. – с.170 – 194
20. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник / А. Г. Маклаков. – Москва : СПб: Питер, 2016. – 592 с.
21. Меликян, З. А. Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития / З. А. Меликян, Т. В. Ахутина . // Школа здоровья 2002. № 1. – С. 28 – 37.
22. Метлина, Л. С. Математика в детском саду / Л. С. Метлина. – Москва : Просвещение, 1984. – 168 с.
23. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н.Полякова, А. М. Вербенец и др. – Москва : СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 384 с.
24. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста/ З. А.Михайлова. – Москва : Дошкольная педагогика, Москва : Просвещение ,2014. – с.22-24
25. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников /З. А. Михайлова. – Москва : Просвещение, 1985. – 341 с.
26. Михайлова, З. А. Математическое развитие дошкольников: Учебно¬методическое пособие / З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Р. Л. Непомнящая, А. М. Вербенец. – Москва : Детство-Пресс, 2000. – 145 с.
27. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. / В. С. Мухина. – Москва : Академия, 2000. – 456 с.
28. Непомнящая, Р. Л. Математика до школы, пособие для воспитателей детских садов и родителей / Р. Л. Непомнящая, А. А. Смоленцева, З. А. Михайлова. – Москва : СПб: Детство – пресс, 2010. – 191с.
29. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного возраста / М. Н. Перова. – Москва : Министерство просвещение, 1998. – 144 с.
30. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных вычислительных навыков в старшей группе детского сада: моногр. / И. А. Помораева, В. А. Позина. – Москва : Мозаика – Синтез, 2015. – 248 с.
31. Ремнева, Н. А, Стожарова М. Ю. Влияние математической деятельности на формирование познавательных процессов старших дошкольников, Современное образование. / Н. А. Ремнева, М. Ю. Стожарова. – Москва : Просвещение, 2012. № 1.68 – 78 с.
32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
33. Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. / А. В.Семенович. – Москва : Просвещение, 2005. – 88с.
34. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование». – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 119 с.
35. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А. А. Смоленцева. – Москва : Просвещение, 1987. – 88 c.
36. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – Москва : Просвещение, 2002. – 96с.
37. Сорокова, М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Г. Сорокова. – 5-е изд., испр. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. 384 с
38. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных вычислительных навыков дошкольников / Т. В. Тарунтаева. – Москва : Просвещение 1980. – с.37-40
39. Удальцова, Е. И., Сай М. К., Математика в детском саду. Минск., «Народная Асвета», 2000. – 96с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.htm, свободный.
41. Фидлер, М. Математика уже в детском саду. / М. Фидлер. – Москва : Просвещение, 1981. – 99 с.
42. Фролова, А. Н. Формирование вычислительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры. / А. Н. Фролова. –Москва : Молодой ученый, 2016. №23. – с.120-125
43. Хайбулина, Э. И. Формы и сущность представлений: психологический подход / Э. И. Хайбулина. – Москва : Известия ЮФУ. Технические науки, 2013. №10. – с.218 – 224
44. Царева, С. Е. Величины в начальном обучении математике. учебное пособие для студентов вузов / С. Е. Царева. – Москва : Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. - 448 с.
45. Чен, Н. В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии / Н. В. Чен. – Москва : Методическая копилка. Пилотный выпуск, 2011. – с.6 – 10
46. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2004. – 178 с.
47. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Уч. пособие. – Москва : Издательство Московского психолого¬ – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005. – 392 с.
48. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – 2–е изд. / Д.Б. Эльконин. – Москва : гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360с.
Высокий уровень – дошкольники демонстрируют высокий уровень развития математических способностей, которые проявляются в представлении о составе чисел первого десятка, умений вычитать и слагать цифры, умений составлять задачи и записывать их с помощью цифр и знаков, способности считать в прямом и обратном порядке, соотносить цифры с количеством предметов, умений делить фигуры на части, правильно использовать количественные и порядковые числительные, сравнивать большее и меньшее с применением условной мерки и так далее.
Средний уровень – дошкольники демонстрируют средний уровень математических способностей. Они владеют всеми математическими операциями, но не всегда их правильно применяют, им требуется помощь взрослого, при выполнении математических операций допускают незначительные ошибки.
Низкий уровень – у испытуемых математические способности развиты слабо, они владеют минимальным количеством математических операций, допускают много ошибок, не видят ошибки, даже если на них указывает педагог.