Формирование коммуникативных навыков у обучающихся

Курсовая работа, целью которой является исследование влияния использования методов работы над сказкой на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. В ходе изучения раскрываются особенности развития коммуникативных навыков дошкольников; описываются сказки как источник и инструмент обучения детей дошкольного возраста; проводится теоретическое исследование возможностей работы над сказочкой в развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Author image
Radik
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
26.09.2022
Объем файла
463 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование коммуникативных навыков у обучающихся является социально значимой задачей и предполагает создание условий, способствующих, с одной стороны, освоению учащимися общечеловеческих и национальных ценностей, а с другой стороны, реализации его собственных культурных способностей и интересов.
Использование текстов и их чтение в процессе обучения дошкольников имеет многоаспектный характер. Ввиду того, что дошкольники еще не могут самостоятельно читать предложениями, развитие коммуникативных навыков возможно через слушание сказок, а также через рассмотрение и анализ картинок и иллюстраций, которые сопровождают тексты сказок.
Сказки являются одним из предметов чтения на уроках в дошкольных образовательных учреждениях и в домашних условиях.
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………….………………………………………………..3

1 Теоретико-методологические основы применения сказок как средства развития коммуникативных навыков дошкольников………………………..6

1.1 Особенности развития коммуникативных навыков дошкольников……….6

1.2 Сказка как источник и инструмент обучения детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….10

1.3 Возможности сказок в развитии коммуникативных навыков дошкольников………………………………………………………………..15

2  Исследование сформированности коммуникативных навыков дошкольников 21

2.1 Организация исследования. Результаты оценки уровня сформированности коммуникативных навыков дошкольников ...……………………………. 21

2.2 Рекомендации по развитию коммуникативных навыков дошкольников на основе чтения сказок………………………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованных источников…………………………………………...36

Приложение А Методика контекстного общения с взрослым………………..40

Приложение Б Результаты определения уровня коммуникативных   навыков………………………………………...........……………..42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абдуллина, Л. Р. Сказки как средство нравственного воспитания обучающихся / Л. Р. Абдуллина – Тула : Мир науки, культуры и образования. 2019. – №6. – С. 295–297.

2. 2. Бурнос, Г. Б. Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта работы) / Г. Б. Бурнос – Казань : Образование и воспитание. 2019.– № 3 (23). – С. 13–15. 

3. Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом / И. В. Вачков – Москва : Генезис, 2015. – 288 с. – ISBN 978-5-98563-498-3.

4. Воробьева, Н. А. Педагогическая песочница. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников / Н. А. Воробьева. – Москва : Интеллект-Центр, 2016. – 281 c. – ISBN 978-5-00026-238-2.

5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под редакцией В. В. Давыдова. – Москва : АСТ, Астрель, 2010. – 671 с. – ISBN 978-5-17-049976-2.

6. Давыдов, В. В. Учебная деятельность и моделирование / В. В. Давыдов, А. У. Варданян. – Ереван : Луйс, 1981. – 218 с.

7. Дубинина, Д. Н. Мир вокруг меня: : учебное-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русский языком обучения / Д. Н. Дубинина. – 2-е изд., расш. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 144 с. – ISBN 978-985-465-993-0.

8. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. – Москва : Издание Книголюб, 2006. – 64 с. – ISBN 5-93927-187-1.

9. Евсикова, Н. Г. Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников / Н. Г. Евсикова – Казань : Молодой ученый. 2019. – № 9.1 (247.1). – С. 78–85. – URL: https://moluch. ru/archive/247/56819/ (дата обращения: 24.03.2022)

10. 10. Калядин, И. С. Гражданско-патриотическое воспитание современной молодежи в контексте Программы «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2016–2020 годы / И. С. Калядин – Воронеж : Инновационная наука. – 2016.– №16. – С. 45–47.

11. Краева, А. А. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Краева, С. Е. Привалова – Екатеринбург : Педагогическое образование в России. 2017. №8. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-kommunikativnyh-umeniy-detey-starshego-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 24.03.2022).

12. Кошкина, И. В. Идеи В. А. Сухомлинского в современном процессе обучения младших школьников / И. В. Кошкина – Москва : Начальная школа. 2012.  – №2. – С. 7–10.

13. Коломинский, Я. Л. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Я. Л. Коломинский, Б. П. Жизневский, Е. А. Панько; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мозырь: Белый Ветер, 2016.– 184 с. – ISBN 978-985-542-754-5, 978-985-574-955-5.

14. 14. Кузьмичев, И. И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. И. Кузьмичев. – Москва : Просвещение, 2017. – 176 c.

15. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения. Т.1 / А. Н. Леонтьев. – Москва : Лениздат, 1983. – 290 с.

16. 16. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург : ПИТЕР; 2009.– 320 с. – ISBN 978–5–388–00493–2.

17. 17. Михайлина, Е. В. Педагогический потенциал русской народной сказки в воспитании дошкольников : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» : автореферат диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Михайлина Елена Владимировна ; Федеральное государственное научное учреждение «Институт художественного образования». – Москва, 2014. – 26 с.

18. Намычкина, Е. В. Сказка как литературный жанр / Е. В. Намычкина – Москва : Вестник Вятского государственного университета, 2020. – №10. – С. 103–109.

19. Померанцева, В. Э. Сказка / В. Э. Померанцева. – Москва : КЛЭ., 1968. Т.6. – 129 с.

20. 20. Санникова, Н. И. Социально-педагогические функции сказки / Н. И. Санникова – Ярославль : Ярославский педагогический вестник. – 2012. – №8. – С. 90–94.

21. Судоплатова, Ю. А. Народная сказка как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста / Ю. А. Судоплатова, Д. Н. Дубинина – Минск : Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 3. –С. 84–89.

22. Трофимова О. В. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Специфика коммуникативного развития личности / О. В. Трофимова – Калуга: Наука и образование сегодня. 2019. №2 (37). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-problemy-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-spetsifika (дата обращения: 24.03.2022).

23. Хузеева Г. А. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника / Г. А. Хузеева. – Москва : Владос, 2014. – 218 c. – ISBN 978-5-04-009509-4.

24. Хусейнова З. А. Воспитательная среда по Л. С. Выготскому / З. А. Хусейнова – Железноводске : Молодой ученый. – 2016. – № 27.1 (131.1). – С. 31–33.

Игры также должны быть нацелены на развитие сплоченности у детей.
Таким образом, в данном разделе с целью определения уровня сформированности коммуникативных навыков дошкольников, было проведено исследование, в котором приняли участие 26 детей средней дошкольной группы (10 мальчиков и 16 девочек). По результатам исследования было выявлено, что данной группе детей у больше половины дошкольников выявлен средний уровень сформированности коммуникативных навыков. У 35 % выявлен низкий уровень исследуемого навыка. Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков диагностирован лишь у 10 % детей.
С целью повышения уровня сформированности коммуникативных навыков был предложен комплекс занятий с дошкольниками на основе работы над сказками. Комплекс включил в себя 10 занятий, заключающих следующие методы работы: беседа, чтение сказки, работа над сказкой, ролевое чтение, работа с иллюстрациями, сюжетно-ролевые игры.