Особенности нравственной самооценки личности современных младших школьников
Введение
Актуальность темы исследования связана с тем, что вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова под нравственностью подразумевается умение человека действовать, думать и чувствовать в соответствии с нормами морали, с нравственными законами. Нравственность характеризуется активным стремлением людей добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями. Отказ от нравственности – это отказ быть человеком в единстве и гармонии со всем миром, со своим народом, близкими людьми, с самим собой и своей совестью.
Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто, как не педагог-психолог, имеющий возможность влияния на развитие ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности педагог-психолог, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Исследования зарубежных психологов о формировании самооценки в детском возрасте 7
1.2 Исследования отечественных психологов о формировании самооценки в младшем школьном возрасте 18
1.3 Развитие нравственных представлений и формирования нравственной самооценки в младшем школьном возрасте 23
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Организация и методы эмпирического исследования нравственной самооценки младших школьников 30
2.2 Психологическая характеристика нравственной самооценки личности современных младших школьников 33
2.3 Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по формированию нравственной самооценки младших школьников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 79
Список использованных источников и литературы
1. Абдулаева М.А. Нравственное воспитание в процессе формирования личности младшего школьника // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. – 2016. – С. 70-72.
2. Агеева Л. В. Астафьева Е.А. , Вахнина И.Ю. Нравственное воспитание младших школьников. Издательство АСГАРД", 2017.
3. Алферов А.Д. Психология развития школьника. Издательство: Феникс. Год: 2001.- 384 с.
4. Амбалова С.А. Психологические проблемы учеников младших классов средней общеобразовательной школы / С.А. Амбалова / Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. № 4 (25). - 280-283 с.
5. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. [Текст]: — 2014. — № 14 (73). 243-244с.
6. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 2014. – 322 с.
7. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании. Педагогика, 2005.
8. Балясникова Л.В. Самостоятельность как фактор самореализации младшего школьника. Автореферат. Москва - 2013.
9. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня.: Сомнения и переживания младших школьников. - СПб.: Речь, 2005. - 203 с.
10. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афонасьева Е. М., Васильева И. Л. Работа психолога в начальной школе. — М., 2001.
11. Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2015. - 318 c.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
13. Болотникова О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2003. - 24 с.
14. Боровикова Л.В. Мир взрослых и мир детства: тенденции развития взаимоотношений / Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования / Человек и образование №1 (26) 2011,
15. Васильева З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. — М.: Просвещение, 2008.
16. Венгер А.Л. Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников»: ВЛАДОС-ПРЕСС; Москва; 2007
17. Волков Б. С. Психология младшего школьника. — М.: Просвещение, 2012.
18. Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности [Текст] / Г.Ф. Гаврилычева. – М.: Начальная школа, 2015- 13 с.
19. Глобчак В. Личностно-ориентированная учеба и воспитание младших школьников на уроках в начальном звене / Родная школа. — 2014. — № 4.
20. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие / О.О. Гонина. - М.: Флинта, 2016. – 272с.
21. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 430 с.
22. Давыдов В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная педагогическая психология. Под редакц. А. В. Петровского. М.: Наука, 2014.
23. Данилкина И.С., Кононова Е.Н. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста // В сборнике: Наука и образование: векторы развития международная научно-практическая конференция. – 2017. с. 42-43.
24. Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников: философские, психологические и педагогические истоки: науч.- метод.пособие / К.В.Зелинский; под ред. Т.В.Черниковой.-М.:Глобус, 2009.- 112 с
25. Казанцева, В. А. Методы и приемы работы с детской книгой по формированию нравственных представлений у младших школьников [Текст] / Казанцева В.А. Новая наука: Теоретический и практический взгляд.2017. - 60 – 63 с
26. Каирова И.А, Богдановой О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред.– М.: Просвещение, 2015. – 17с.
27. Карпенко А.В., Походня А.Г. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста // В сборнике: Инструменты и механизмы современного инновационного развития. – 2016. – С. 197-200.
28. Косачева И.П. Нравственное развитие младшего школьника. М.: АРКТИ, 2005. - 159 с.
29. Кочисов В. К. Этическая беседа как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников [Текст] / В.К. Кочисов, О.У. Гогицаев, А.В. Гадельшин. – М.: Просвещение, 2015.
30. Крушельницкая О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М.: Сфера, 2015. - 436 c.
31. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2017. - 224 c.
32. Кякинен, Э.И. Нравственные ориентиры младших школьников с ЗПР. – СПб., 2018. – 398 с.
33. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. В 2 частях. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития / Н.П. Локалова. - М.: Ось-89, 2013. - 160 c.
34. Мамонова Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте: Д ис. ... канд. психол. наук. - Н.Новгород: НГПУ, 2004. - 201 с.
35. Молчанова, О. Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования учебное пособие / О.Н. Молчанова. - М.: ФЛИНТА, 2016.
36. Молчанова, О. Н. Психология самооценки : — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 308 с.
37. Мохова И.В. Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе // Начальная школа. 2009. № 5. С. 240.
38. Николаев Е.В., Гузеева Л.М. Изучение уровня нравственного воспитания у школьников начальных классов // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6.
39. Обухова Л.Ф., Котляр И.А. Современный ребенок: шаги к пониманию / Психологическая наука и образование. 2010. № 2. 5–19 с.
40. Овчарова, Р.В. Концепция развития нравственной сферы личности дошкольника [Текст]. / Р.И. Овчарова, Н.В.Мельникова // Известия Академии пед. и социальных наук М., 2008.-Х11. Ч. 2- С.327-336.
41. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-еизд., М.:Высшая школа, 1993. 350 с.
42. Петрова Л.И. Воспитание младшего школьника. Ростов-н/Д: Феникс, 2008.-253 c.
43. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка. - М.: Академический проект, 2006. – 480 с.
44. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
45. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2014.
46. Строганова Л.В. Формируем нравственную культуру младших школьников // Начальная школа. 2009. № 5. С. 181.
47. Сычевич, И.В. Самооценка детей младшего школьного возраста : метод, рекомендации / И. В. Сычевич. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2007. 40 с.
48. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников[Текст] / И.В. Тухман / Нач. школа. - 2004. - №2. - 20-24 с.
49. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников[Текст]/ И.В. Тухман / Нач. школа. - 2004. - №2. - 20-24 с.
50. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа. - 2003. - №10. - С. 99-102.
51. Шадриков В. Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / В. Д. Шадриков, Н. А. Зиновьева, М. Д. Кузнецова. — М.: Логос, 2011. — 232 с.
В дальнейшем она переходит во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения и влияет на формирование определенных качеств личности. Школьники, имеющие адекватную самооценку – активны, бодры, находчивы, общительны и обладают чувством юмора. Ребята с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Их прогнозы на свое будущее становятся все более обоснованными и категоричными.
Для ребят с адекватной самооценкой характерна максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха, они являются оптимистами и их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей [50].
Неадекватная заниженная самооценка детей младшего школьного возраста ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они перечитают работу молча, ничего не м