Интерактивные рабочие листы как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка подростков поколения Z
ВВЕДЕНИЕ
В современном образовании во многом изменился статус иностранного языка как необходимого средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе. В связи с этим на данный момент в методике преподавания особо подчеркивается необходимость усиления мотивационных аспектов при изучении языка. Чем выше мотивация обучающихся, тем плодотворней станет обучение.
Учителю необходимо подбирать новые подходы в обучении иностранному языку, находить такие методы, которые активизировали бы мыслительную деятельность учеников, позволили бы сделать учебный процесс качественным, эффективным и в то же время привлекательным и интересным.
Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфичности, а именно создания для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной, предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПОКОЛЕНИЯ Z 5
1.1. Специфические особенности школьников поколения Z, в контексте организации образовательного процесса 5
1.2. Модель формирования положительной мотивации на уроках иностранного языка 10
1.3. Специфика и актуальность использования интерактивных листов на уроках иностранного языка 15
Выводы по 1 Главе 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИРЛ 26
2.1. Особенности работы с онлайн - конструкторами интерактивных рабочих листов Wizer, LiveWorkSheets, Google. 26
2.2. Содержание работы по формированию мотивации к изучению английского языка с применением ИРЛ 33
Выводы по 2 Главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. А35. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009.
2. Богачева Н.В., Е.В. Сивак. Мифы о «поколении Z». 2019. с. 73-78.
3. Бухарбаева А.Р., Сергеева Л.В. Клиповое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов. Том 25 № 4 (2020) с. 787-796.
4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингвист. ун-тов и факультетов ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издат. центр «Академия», 2005. – 336 с
5. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. № 10. с. 42–48.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004. – 384 с.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000. - 508 с.
8. Колесина К.Ю. Метапредметное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - Ростов-на-Дону. ЮФУ, 2009.с.35
9. Курбеева И. А. Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования универсальных учебных действий в обучении английскому языку младших школьников // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2011. – Т. 17. – С. 36–42.
10. Лютенс Ф. Организационное поведение/ Пер. с англ. - 7 изд. М.: ИНФРА-М, 1999. - С. 161. Цит. по: Мельников О.Н. Истоки. Методологические подходы к управлению интеллектуально-креативным потенциалом личности как основным экономическим активом организации. // Креативная экономика. - 2007. - № 6. - С. 23.
11. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя–– М.: Просвещение, 1983.
12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с
13. Милюшенко, Т. В. Дистанционное обучение иностранным языкам в рамках технологии Flipped Classroom: учебное пособие / Т. В. Милюшенко. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. – 86 с.
14. Никитина Э.К., Коваленко О.А. Достижение метапредметных результатов младшими школьниками в исследовательских ситуациях на уроках. Начальная школа. Плюс до и после №6 20014. - с.70-71
15. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. №1 (1). с. 94–97.
16. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М-во образования и науки РФ-М.: Просвещение, 2010.
17. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с. (Серия «Новые стандарты»).
18. Ээльмаа Ю.В. Образовательные возможности Веб 2.0. Веб 2.0-сервисы Интернета — новые формы коллективного педагогического взаимодействия // Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе. Ч. II. — СПб.: РЦОКОиИТ, 2008. – с. 63-80.
19. Beall G. 8 Key Differences between Gen Z and Millennials // Huffingtonpost, 2016.
20. Dye M.W.G., Bavelier D. Differential development of visual attention skills in school-age children // Vision Research. 2010. Vol. 50. P. 452–459.
Электронные ресурсы
21. Алексеенкова Л. А., Исаева А. А. Психосоциальные особенности современного школьника // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32584869 / (дата обращения: 29.03.2022). — Текст: электронный.
22. Егорова Т.М. Технологии, условия и средства достижения учащимися метапредметных образовательных результатов // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25559986 / (дата обращения: 29.03.2022). — Текст: электронный.
23. Жукова Т. А., Ларина Е. Н. Web 2.0 в работе учителя. // URL: http:// seminar-practika.blogspot.ru/p/4.html / (дата обращения: 29.03.2022).
24. Иванова Е.С., Клепиков В.Н., Коатс Дж. Поколение Z // URL: https://zdmsh.ekb.muzkult.ru/media/2018/09/07/1231580426/Pokolenie_Z.pdf / (дата обращения: 15.11.2021). — Текст: электронный.
25. Калинич А.А. Статья «Интерактивные рабочие листы как цифровое средство организации учителем учебной деятельности учащихся на уроках английского языка» // URL: https://eee-science.ru/item-work/2020-1797/ (дата обращения: 15.11.2021). — Текст: электронный.
26. Косцова М.В., Маненко Е.В. Развитие внутренней мотивации к учебе у старших подростков // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46701849 / (дата обращения: 15.11.2021). — Текст: электронный.
27. Максимова Л. А., Андросова М. И. Формирование учебной мотивации у младших школьников // URL: https://e-koncept.ru/2017/770097.htm / (дата обращения: 15.11.2021). — Текст: электронный.
28. Миренкова Е. В. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabochiy-list-kak-sredstvo-organizatsii-samostoyatelnoy-poznavatelnoy-deyatelnosti-v-estestvenno-nauchnom-obrazovanii / (дата обращения: 15.01.2022). — Текст: электронный.
29. Мильруд Р. П. Универсальные учебные действия как сверхзадача обучения // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universalnye-uchebnye-deystviya-kak-sverhzadacha-obucheniya / (дата обращения: 29.03.2022). — Текст: электронный.
30. Модель ARCS / Skillbox Media // URL: https://skillbox.ru/media/education/model-motivatsii-uchashchikhsya-kotoruyu-pridumal-dzhon-keller/ (дата обращения: 15.01.2022). — Текст: электронный.
31. Надворная О.А., Мишота И.Ю. Необходимость использования «теории поколений» для совершенствования процесса обучения на современном этапе — ПолитехЛИБ // URL: https://libpstu.wordpress.com/2018/09/10/о-а-надворная-и-ю-мишота-необходимост/ (дата обращения: 15.01.2022). — Текст: электронный.
32. Отражение soft skills в системе универсальных учебных действий, обучающихся // URL: file:///C:/Users/ASUS/Downloads/otrazhenie-soft-skills-v-sisteme-universalnyh-uchebnyh-deystviy-obuchayuschihsya.pdf / (дата обращения: 29.03.2022). — Текст: электронный.
33. Пузикова В. А. Характеристика поколения Z // URL: https://infourok.ru/user/ignasheva-viktoriya-andreevna/blog/chast-ii-harakteristika-pokoleniya-z-52774.html / (дата обращения: 15.01.2022). — Текст: электронный.
34. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Топос. 2010. URL: http://www.topos.ru/article/7371 (дата обращения: 25.01.2022). — Текст: электронный.
35. Худоба К. И. Итоговый практико-значимый проект «Формирование универсальных учебных действий на уроке английского языка» по курсу инвариантного академического учебного модуля «Образование и общество. Актуальные проблемы психолого-педагогической науки», 2012. // URL: http://nsportal.ru/shkola/ inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/01/13/formirovanie-irazvitie-universalnykh#ftnt1 (дата обращения: 25.01.2022).
36. Beata Souders. Motivation in Education: What It Takes to Motivate Our Kids // URL: https://positivepsychology.com/motivation-education / (дата обращения: 20.02.2022). — Текст: электронный.
37. Book genres // URL: https://www.liveworksheets.com/mr1839485me / (дата обращения: 20.02.2022). — Текст: электронный.
38. E-learning in a virtual education space // URL: https://www.researchgate.net/profile/todorkaglushkova/publication/348153062_elearning_in_a_virtual_education_space/links/5ff08cee45851553a0126044/e-learning-in-a-virtual-education-space.pdf#page=446 / (дата обращения: 20.02.2022). — Текст: электронный.
39. Harry Potter surprising facts worksheet // URL: https://www.liveworksheets.com/worksheets/en/English_as_a_Second_Language_(ESL)/Reading_comprehension/Harry_Potter_surprising_facts_kt1842qp / (дата обращения: 25.03.2022). — Текст: электронный.
40. The role of motivation in learning - The education hub // URL: https://theeducationhub.org.nz/motivation/ (дата обращения: 25.03.2022). — Текст: электронный.
41. Wiser.me // URL: http://wiser.me/ (дата обращения: 25.03.2022). — Текст: электронный.
И. А. Курбеева в своем исследовании представляет подробную характеристику личностным, регулятивным, познавательным и коммуникативным учебным действиям.
Универсальные учебные действия Характеристика
Личностные УУД • жизненное и личностное самоопределение, позволяющее сформировать социальную позицию обучающегося;
• учебно-познавательный интерес к способам решения задач, порождающий мотивацию к овладению различными видами иноязычной деятельности;
• социальные компетентности, обеспечивающие знание общечеловеческих норм и ценностей;
• осознание необходимости приобретения навыков работы в электронной образовательной среде.
Регулятивные УУД • целеполагание, предусматривающее постановку коммуникативной учебной задачи;
• планирование со