Использование интерактивных технологий на уроках истории как средство повышения успеваемости учащихся 5-х классов
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного мира высокие темпы научного прогресса и информатизация образовательной сферы порождают необходимость обновления не только содержания, но и технологий обучения. События последних лет показали, что эффективность усвоения учащимися учебного материала напрямую зависит от формы его подачи и индивидуальной активности каждого учащегося, непосредственно связанной с теми методами и приемами, которые выбирает учитель в своей работе.
Модернизация и совершенствование методических аспектов преподавания истории в настоящее время производится с опорой на основные положения ФГОС ООО, где обозначен широкий диапазон компетенций, которые должны быть сформированы у учащегося после завершения обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 8
1.1. Определение интерактивных технологий, понятие метода и приема. Проблема классификации интерактивных методов обучения 8
1.2. Роль интерактивных технологий в современном образовательном процессе и их влияние на становление личности школьника 17
1.3. Потенциал и специфика использования интеллект-карт, метода «фишбоун» и «Своей игры» на уроках истории в 5-х классах 21
1.3.1. Интеллект-карты 21
1.3.2. «Фишбоун» 25
1.3.3. «Своя игра» 29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ИСТОРИИ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 35
2.1. Оценка степени влияния интерактивных технологий как средства повышения интереса к предмету и уровня успеваемости учащихся 35
2.2. Формирующий эксперимент по реализации методических подходов и разработке алгоритма использования интерактивных методов в процессе преподавания истории 39
2.3. Мониторинг эффективности использования интерактивных методов на уроках истории в 5-х классах 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Источники
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.04.2022).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — Текст: электронный // ФГОС: [сайт]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 10.04.2022).
Уколова В. И. История. Древний мир. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В. И. Уколова. — М.: Просвещение, 2016. — 175 с.
2. Литература
Агеева И. А., Лысенкова И. А., Борченко Е. С. Интерактивные методы, формы и средства обучения — Бишкек: КРСУ, 2017. — 84 с.
Алексеева Е. С. Подходы к определению понятия интерактивное обучении // Вестник науки и образования. 2018. №7. С. 94-96.
Алексеева Т. Е. Методический прием «фишбоун» как способ развития критического мышления при обучении профессионально-ориентированному английскому языку // Концепт. 2016. № 13. С. 1-5.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике — М.: ВЛАДОС, 2003. — 469 с.
Ахмедова Э. М. Актуальные аспекты использования технологии интеллект-карт (mind-map) в педагогическом процессе // Мир науки, культуры и образования. 2020. №2. С. 310-312.
Балаев А. А. Активные методы обучения. — М.: Профиздат, 2006. — 94 с.
Белкин А. С. Витагенное образование. Голографический подход — Екатеринбург: Издательство УГПУ, 1999. — 147 с.
Белых Д. Н. Актуальные методы и приёмы преподавания на уроках в современной школе // Вестник науки и образования. 2021. №. 13-1 (116). С. 87-91.
Богданова Е. С. Интерактивные методы обучения текстовой деятельности. — М.: Издательский дом «Неолит», 2017. — 188 с.
Буланова-Топоркова М. В., Духавнева А. В. Педагогические технологии. — Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2012. — 320 с.
Модернизация школьного образования, вызванная переходом на новые федеральные образовательные стандарты , требует от учителей активной работы в направлении повышения учебной успеваемости школьников, в контексте которого наиболее эффективным будет использование практико-ориентированного и индивидуализированного подхода, а также интерактивных методов обучения.
Отметим, что в зависимости от уровня познавательной активности школьников в процессе обучения можно выделить пассивное, активное и интерактивное обучение .
В пассивном обучении ребенок выступает как объект учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, переданный ему учителем или другим источником знаний. При этом школьники, как правило, не взаимодействуют друг с другом, а также не выполняют никаких проблемных, поисковых заданий совместно с учителем .
Активное обучение предусматривает равное участие в образовательном процессе как учителя, так и ученика.