Разработка элективного курса “Задачи с параметрами” (7-9 классы)
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день одним из наиболее сложных типов заданий в курсе алгебры средней и старшей школы являются задачи с параметрами. Процесс решения такого вида задач требует от учащихся серьезных теоретических и практических знаний и навыков. Несмотря на то, что параметры входят в перечень заданий второй части основного единого экзамена (ЕГЭ) и основного государственного экзамена (ОГЭ), авторы различных школьных учебников уделяют недостаточно внимания углублённому рассмотрению данной темы, что является одной из главных причин, почему решение задач с параметрами вызывает трудности.
Для описания процесса решения такого типа заданий важно использо-вать чёткую систему теоретических понятий и математических утверждений, подкреплённые обширными практическими заданиями. Актуальность данной темы заключается в том, что задачи с параметрами не изучаются систематически в школьном курсе математики, а рассматриваются лишь отдельные их простейшие примеры. На сегодняшний момент учащиеся относят задачи с параметрами к самому сложному материалу, объясняя это трудностью в выборе способа решения и нехватки полного теоретического материала.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Научно-методические и теоретические основы организации подготовки учащихся средней школы к решению задач с параметрами 5
1.1 Анализ содержания теоретического и практического материала по теме «Линейные и квадратичные функции» 5
1.2 Методы решения задач с параметрами в школьном курсе средней школы. 9
2 Разработка элективного курса "Задачи с параметрами" для 7-9 классов 14
2.1 Структура и программа элективного курса по теме “Задачи с параметрами” 14
2.2 Структура и содержание дидактического пособия “Задачи с параметрами. Линейная и квадратичная функции” 16
2.3 Отбор материала для дидактического пособия 18
2.4 Методические рекомендации по внедрению элективного курса 26
2.5 Описание и анализ педагогического эксперимента…………………… 34
Заключение 47
Список литературы не найден
Для оценки эффективности использования элективного курса “Задачи с параметрами” была проведена экспериментальная работа, являющаяся за-ключительной по темам “Функции” в курсе алгебры средней школы. Были выбраны две группы: контрольная и экспериментальная. Обеим группам лекции читались вместе, а практические занятия проходили раздельно. Экс-периментальная группа на практических заданиях занималась по элективно-му курсу, включающее в себя дидактическое пособие в среде модульного обучения Canvas. Дидактическое пособие, размещённое в среде модульного дистанционного обучения Canvas состоит из теоретической части, практиче-ской и самостоятельных и контрольных задач.
По окончании курса ученики обеих групп прошли итоговую контрольную работу, позволяющий оценить эффективность данного курса.
Для того, чтобы показать уровень знаний учащихся обеих групп по теме параметры и корреляционную схожесть контрольной и экспериментальной групп, была проведена входная самостоятельная работа, включающая в себя параметрические задания линейной и квадратичной функций курса алгебры 7-9 классов. Ученики были зашифрованы порядковыми номерами. Средний балл каждой из групп представлен под таблицами: экспериментальная составила 3, 15 балла; контрольная — 3,35 балла. Также был вычислен средний процент выполнения заданий каждого ученика из обеих групп.