Методические принципы работы с аппликатурой в классе баяна детских музыкальных школ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из немаловажных проблем в обучении учащихся игре на баяне является выбор оптимальной аппликатуры. В процессе постоянного усовершенствования инструментов, обновления литературы для баяна, внедрения новых приемов исполнения, усложняются и аппликатурные приемы. Воспитание аппликатурной дисциплины у учащихся, которое нужно начинать с первых уроков обучения, выходит на первый план. Современные педагоги-баянисты рекомендуют начинать ознакомление с аппликатурой ещё с донотного периода обучения. Именно от правильного распределения пальцев зависит, насколько быстро в дальнейшем будет развиваться ребенок как в техническом, так и в художественном плане.
В данной работе рассматриваются основные принципы применения аппликатуры в классе баяна. Это является одной из главных задач в формировании аппликатурных навыков учащихся, а также грамотного применения их в музыкальных произведениях. Удачно выбранный вариант аппликатуры влияет не только на развитие технического мастерства юных баянистов, но и на музыкальное мышление.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................
ГЛАВА 1. БАЯН В МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ..............................................................................
1.1. История возникновения музыкального инструмента баяна.....................
1.2. Современная баянная школа в России: образование и исполнительство..................................................................................................
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1.........................................................................................
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ БАЯНА В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ.............................
2.1. Особенности постановки игрового аппарата и формирование аппликатурных навыков учащихся.....................................................................
2.2. Выбор аппликатурных принципов в корреляции фактуры музыкального произведения
2.3. Разновидности аппликатуры для трехрядного и пятирядного баяна.......
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2........................................................................................
ГЛАВА 3. РАБОТА НАД АППЛИКАТУРОЙ В РЕШЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ В КЛАССЕ БАЯНА..............................................
3.1. Аппликатурные принципы в исполнении классического репертуара....... 3.2. Аппликатурные принципы в исполнении обработок народных песен и современных пьес................................................................................................
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3.........................................................................................
Заключение..........................................................................................................
Список литературы..............................................................................................
Список литературы
1. Агафонов О.Ф., Лондонов П. П., Соловьев Ю. В. Самоучитель игры на баяне / О. Ф. Агафонов, П. П. Лондонов, Ю. В. Соловьев; Предисл. авт. – М.: Музыка, 1989. - 159 с.
2. Акимов Ю. Т. Баян и баянисты: сб. метод. материалов. Вып. 1. / Сост. и общ. ред. Ю. Т. Акимова. - Москва: Сов. композитор, 1970. – 150 с.
3. Акимов Ю. Т. Баян и баянисты: сб. метод. материалов. Вып. 2. / Сост. и общ. ред. Ю. Т. Акимова. - Москва: Сов. композитор, 1974. – 130 с.
4. Акимов Ю. Т. Баян и баянисты: сб. статей. Вып. 3. / Сост. и общ. ред. Ю. Т. Акимова. - Москва: Сов. композитор, 1977. – 176 с.
5. Акимов Ю. Т. Баян и баянисты: сб. статей. Вып. 4. / Сост. и общ. ред. Ю. Т. Акимова. - Москва: Сов. композитор, 1978. – 118 с.
6. Акимов Ю. Т. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне / Ю.Т. Акимов; предисл. авт. – Москва: Сов. Композитор, 1980. – 150 с.
7. Акимов Ю. Т., Гвоздев П. А. Прогрессивная школа игры на баяне. Часть 1 / Ю. Т. Акимов, П. А. Гвоздев. – Москва: Сов. Композитор, 1970. – 146 с.
8. Акимов Ю. Т., Гвоздев П. А. Прогрессивная школа игры на баяне. Часть 2 / Ю. Т. Акимов, П. А. Гвоздев. – Москва: Сов. Композитор, 1976. – 121 с.
9. Акимов Ю. Т. Школа игры на баяне / Ю. Т. Акимов. – Переизд. – Москва: Сов. Композитор, 1989. – 206 с.
10. Алексеев И. Д. Методика преподавания игры на баяне / И.Д. Алексеев; Предисл. авт. – Москва: Музгиз, 1960. – 157 с.
11. Алехин В. В., Шашкин П. Н. Самоучитель игры на баяне / В. В. Алехин, П. Н. Шашкин. – Москва: Сов. Композитор, 1977. – 120 с.
12. Бардин Ю.В. Обучение игре на баяне по пятипальцевой аппликатуре / Ю.В. Бардин; Предисл. авт. – Москва: Сов. Композитор, 1978. – 137 с.
13. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. – Лен. отд.: Музыка, 1974. – 337 с.
14. Басурманов А. П. Самоучитель игры на баяне / А. П. Басурманов. – Переизд. – Москва: Сов. композитор, 1989. – 119 с.
15. Басурманов А. П. Справочник баяниста / А. П. Басурманов; под общ. ред. [и с предисл.] Н. Я. Чайкина. - 2-е изд., исп. и доп. - М.: Сов. композитор, 1987. – 421 с.
16. Беляков В. Ф., Стативкин Г. Т. Аппликатура готово-выборного баяна / Под общ. ред. [и вступ. стат.] Ю. Т. Акимова. – Москва: Сов. Композитор, 1978. – 87 с.
17. Бажилин Р. Н. Самоучитель игры на баяне: уч. пособие / Р. Н. Бажилин. – Москва: Изд. В. Катанского, 2004. – 113 с.
18. Бесфамильнов В. В., Семешко А. А. Воспитание баяниста. Вопросы теории и практики: уч. пособие / В. В. Бесфамильнов, А. А. Семешко. – Киев: Музична Украина, 1989. – 202 с.
19. Благодатов Г. И. Русская гармоника / Г. И. Благодатов; под ред. Ф. А. Рубцова. – Ленинград: Музгиз, 1960. – 184 с.
20. Бубен В. П. Теория и практика обучения игре на аккордеоне: уч. пособие / В. П. Бубен. – Минск: БГПУ, 2006. -170 с.
21. Вертков К. А. Русские народные инструменты / К. А. Вертков. – Ленинград: Музыка, 1975. – 289 с.
22. Власов В. П. Школа джаза на баяне и аккордеоне: уч. пособие / В. П. Власов. – Одесса: Астропринт, 2008. – 160 с.
23. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; под общ. ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987. –341 с.
24. Гинзбург Л. С. О работе над музыкальным произведением / Л. С. Гинзбург. - М.: Музгиз, 1960. - 119 с.
25. Говорушко П. И. Методика обучения игре на народных инструментах / П. И. Говорушко. – Лен. отд.: Музыка, 1975. – 89 с.
26. Говорушко П. И. Основы игры на баяне / П. И. Говорушко; 2-е изд., испр. – Лен. отд: Музыка, 1966. – 78 с.
27. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер А. Л.; Предисл. авт. – Москва: NB Магистр, 1993. – 193 с.
28. Говорушко П. И. Школа игры на баяне / П. И. Говорушко; М.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1981. – 143 с.
29. Демченко В. А. Технические упражнения для баяна / В. А. Демченко; Предисл. авт. – Москва: Музыка, 1967. – 136 с.
30. Дмитриев А. И. Позиционная аппликатура на баяне / А. И. Дмитриев. – Санкт-Петербург: Союз художников, 1998. – 22 с.
31. Егоров Б. М., Колобков С. М. Баян и баянисты: сб. статей. Вып. 6 / Сост. и общ. ред. Б. М. Егорова и С. М. Колобкова. – Москва: Сов. Композитор, 1984. – 128 с.
32. Егоров Б. М., Колобков С. М. Баян и баянисты: сб. статей. Вып. 6 / Сост. и общ. ред. Б. М. Егорова и С. М. Колобкова. – Москва: Сов. Композитор, 1987. – 80 с.
33. Завьялов В. Р. Баянное искусство / В. Р. Завьялов. – Воронеж: Изд. Воронежского унив., 1995. – 128 с.
34. Завьялов В. Р. Баян и вопросы педагогики: метод. пособие / В. Р. Завьялов. – Москва: Музыка, 1971. – 57 с.
35. Иванов А. И. Начальный курс игры на баяне / А. И. Иванов; под общ. ред. [и с предисл.] П. И. Говорушко. – 8-е изд., Ленинград: Музгиз, 1963. – 156 с.
36. Игонин В. А., Говорушко М. П. Вопросы музыкальной педагогики: сборник статей / Сост. В. А. Игонин и М. П. Говорушко; Предисл. авт. – Ленинград: Музыка, 1985. – 72 с.
37. Имханицкий М. И. История баянного и аккордеонного искусства: учебн. пособие / М. И. Имханицкий. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. – 520 с.
38. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика / В. В. Крюкова. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 288 с.
39. Лагутин А. И. Основы педагогики музыкальной школы: уч. пособие / А. И. Лагутин. – Москва: Музыка, 1985. – 143 с.
40. Липс Ф. Р. Искусство игры на баяне / Ф. Р. Липс. – М.: Музыка, 1985. – 158 с.
41. Липс Ф. Р. Об искусстве баянной транскрипции: теория и практика / Ф. Р. Липс. – М: Музыка, 2007. – 136 с.
42. Маккинон Л. Игра наизусть / Л. Маккинон; Перевод с англ. и примеч. Ф. Соколова. – Ленинград: Музыка, 1967. - 144 с.
43. Мирек А. М. И звучит гармоника / А. М. Мирек. – Москва: Сов. Композитор, 1979. – 182 с.
44. Новожилов В. В. Баян: популярный очерк / В. В. Новожилов. – М.: Музыка, 1988. – 63 с.
45. Онегин, А. Е. Школа игры на баяне / А. Е. Онегин. – М.: Музыка, 1964. – 232 с.
46. Осокин А. В. Пособие для исполнителей на баяне с пятирядной правой клавиатурой / Общ. ред. Н. Чайкина
47. Паньков В.С. Гаммы, трезвучия, аккорды для выборного баяна / В. С. Паньков; Предисл. авт. – Киев: Музична Украина, 1982. – 44 с.
48. Подгорный В. Я. Школа технического мастерства и ладогармонического мышления баяниста / В. Я. Подгорный; под общ. ред. А. В. Мищенко. – том второй. – Харьков: Полосатая типография, 2017. – 128 с.
49. Полетаев А. И. Пятипальцевая аппликатура на баяне / А. И. Полетаев; Предисл. авт. – Москва: Сов. Композитор, 1962. – 29 с.
50. Пуриц И. Г. Методические статьи по обучению игре на баяне: уч. пособие / И. Г. Пуриц; 2-е изд. перераб. и доп. – Москва: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2009. – 292 с.
51. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. – Москва: Музыка, 1989. – 142 с.
52. Ризоль Н. И. Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне / Н. И. Ризоль. – Москва: Сов. Композитор, 1977. – 279 с.
53. Саранин В. П. Методика обучения игре на баяне: уч.-метод. пособие / В. П. Саранин. – Тамбов: ТГМПИ, 2017. – 281 с.
54. Семенов В. А. Современная школа игры на баяне / В. А. Семенов; Предисл. авт. – М.: Музыка, 2003. – 216 с.
55. Серотюк П. Ф. Хочу быть баянистом: учебн. пособие для начинающих / П. Ф. Серотюк. – М.: РИЦ, 1994. – 133с.
56. Соловцова И. А., Борытко Н. М. Общие основы педагогики. Вып. 3 / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; под ред. Н. М. Борытко. – Волгоград: ВГИПК РО, 2006. – 60 с.
57. Стативкин Г. Т. Начальное обучение на готово-выборном баяне / Г. Т. Стативкин, ред. и предисл. Б. Егорова. – М.: Музыка, 1989. – 124 с.
58. Судариков А. Ф. Исполнительская техника баяниста / А. Ф. Судариков; Предисл. авт. – Москва: Сов. Композитор, 1986. – 130 с.
59. Сурков А. А. Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне / А. А. Сурков; Предисл. авт., 2-е изд., доп. и перераб. – Москва: Сов. Композитор, 1979. – 98 с.
60. Ушенин В. В. Школа художественного мастерства баяниста: уч.-метод. пособие / В. В. Ушенин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 221 с.
61. Шахов Г. И. Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста / Г. И. Шахов; Предисл. авт. – Москва: Музыка, 1991. – 96 с.
62. Якимец Н. Т. Система начального обучения игре на баяне / Н. Т. Якимец. – Москва: Музыка, 1990. – 63 с.
63. Ястребов Ю. Г. Основы баянной аппликатуры / Ю. Г. Ястребов. – Владивосток: Дальневост. унив., 1984. – 103 с.
Рассмотрим применение рациональной аппликатуры на трехрядном баяне на примере хорошо известного всем «Менуэта» Л. Боккерини. Данное произведение включает в себя сочетание различных аппликатурных формул, приведенных выше. Поэтому при разучивании и дальнейшей работе над нотным текстом перед учащимся встает ряд технических задач.
Проанализировав все фактурные, артикуляционные, штриховые и динамические особенности «Менуэта», я пришел к выводу, что в этом произведении удачно сочетается четырехпальцевая и пятипальцевая аппликатура. Данная редакция рассчитана на достаточно подготовленных баянистов, владеющих выборной системой баяна и имеющих в своем багаже знание основных принципов применения аппликатуры. Поэтому это произведение было взято мною для учащегося 4-го класса, довольно свободно владеющего инструментом.