Использование квест-технологий в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в средней школе
ВВЕДЕНИЕ
Данная выпускная квалификационная работа посвящена современным квест-технологиям, применение которых может повлиять на формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе.
Актуальность данного исследования обозначена тем, что в последние годы повышен интерес к поиску эффективных путей обучения иностранным языкам.
За последние годы одним из самых распространенных вопросов в образовательном пространстве является вопрос о том, каким образом можно разнообразить учебный процесс, а также активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Ответом на этот вопрос становится внедрение новых методов, технологий и форм обучения. Наиболее распространенными становятся интерактивный формы, которые позволяют задействовать всех учащихся в классе. Интерактивные формы обучения помогают реализовать творческие способность учащихся, при этом задействовать их имеющиеся знания, умения в практической деятельности.
Одной из таких современных технологий является квест-технология. Квест-технология в образовательном процессе появилась относительно недавно. Стоит отметить что в процессе введения данной технологии в образовательный процесс, сыграли роль не только детские психологи, которые часто используют данный метод в своей практике, но и появившиеся пару десятилетий назад компьютерные игры жанра «quest».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ……………………………. 7
1.1 Понятие иноязычной коммуникативной компетенции и её сущностные характеристики……………………………………………... 7
1.2. Квест как современный способ преподавания иностранного языка и его влияние на формирование иноязычной коммуникативной компетенции……………………………………………………………….. 16
1.2.1 История происхождения квеста, его структура и виды ………….. 16
1.2.2 Преимущества использования квест-технологий в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции………….. 25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………. 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…....................................................................................................... 31
2.1 Принципы и рекомендации разработки квестов для уроков английского языка………………………………………………………… 31
2.2 Способы применения квестов на уроках английского языка в средней школе……………………………………………………………... 39
2.3 Разработка квестов для уроков английского языка в средней школе……………………………………………………………………….. 44
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий. – М., 2009. – 488с.
2. Багузина Е. И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : общая педагогика, история педагогики и образования. – М., 2012. – 238с.
3. Багузина Е.И. Конструктивизм - педагогическая философия современных методов обучения. Высшее образование для XXI века / Е.И. Багузина. - М.: Изд-во МосГУ, 2010 - 12 с.
4. Багузина Е.И. Методология создания веб-квестов как формы итогового контроля знаний, умений и навыков при изучении студентами иностранного языка / И.Е. Багузина. - М.: Изд-во Государственного университета управления, 2010. - 167-169 с.
5. Багузина Е.И. Психолого-педагогические предпосылки создания вебквестов / Е.И. Багузина. - М.: Изд-во МосГУ, 2009 -50 с.
6. Безрукова В. С. Педагогика: учеб. для индустр.-пед. техникумов и учеб. пособ. для инж.-пед. специальностей. – Екатеринбург, 1993. – 296с.
7. Белая Т. Н. Компьютеризация обучения преподавания английского языка // Иностранные языки в школе. – М.,1998. – 145с.
8. Беспалько В. П. Б 53 Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
9. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 11-15.
10. Бим-Бад, Б. М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСИ, 2010. - 208с.
11. Бордовская Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. - СПб.: Издательский Дом ПИТЕР, 2013. - 432 с.
12. Великанова А.В. Компетентностно-ориентированный подход к образованию / А.В. Великанова. - Самара.: Профи, 2002. - 132 с.
13. Верещагина И. И. Методика обучения английскому языку / И.И. Верещагина. - М.: Просвещение,1998. - 174 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С Выготский. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 671 с.
15. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. — 1977. — № 6. — С. 38–45.
16. Гальскова Н. Д. Компьютер на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – М., 1997. – 216с.
17. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – Москва, Аркти-Глосса. – 2000. – 117 с.
18. Грузинская, И. А. Методика преподавания английского языка в средней школе. М., 2012. – 222с.
19. Губанова. Л.В. Психологические барьеры и некоторые способы их преодоления при обучении иностранных языков /Л.В Губанова. - М.: Просвещение, Гуманитарные исследования, 2013 - 51 с.
20. Гуревич, П. С. Психология и педагогика / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 320 с.
21. Долинская, Л.В. Возрастная и педагогическая психология / З.В. Долинская, З.В. Огороднийчук, А.В. Скрипченко.- К.: Каравела, 2009. - 400 с.
22. Дюжакова М. В. Современные реформы высшего педагогического образования США / М.В. Дюжакова. - М.: Известия ВГПУ, 2008 - 171с.
23. Еремин, Ю.Л. Психология обучения иностранным языкам в школе / Ю.Л. Еремкин. - Рязань.: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2008. - 24 с.
24. Ерчак, Н.Т. Иностранные языки: Психология усвоения / Н.Т Ерчак. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
25. Зимняя И. А. Лингвопсихология коммуникативных навыков / И.А.Зимняя. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
26. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследования мирового опыта. Монография. – М.: Луч. 2016. – 640 с.
27. Колкер Я. И., Устикова Е. С. Практическая методика обучения иностранному языку. – М.: Academia. – 2000. – 247 с.
28. Коротун, А.В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: дис. …канд. пед. наук / А.В. Коротун. – Екатеринбург, 2010. – 279с.
29. Кудрявцева О. В., Кузнецова Е. П. Использование игровых технологий для развития навыков чтения на уроках английского языка в среднем звене. М., 2015. – 184с.
30. Куприянова Г. В. Групповая и самостоятельная работа при овладении чтением // Иностранные языки в школе. – М., 2001. – 326 с.
31. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Г.Д. Левитес. - М.: МОДЭК, 1998. - 288 с.
32. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. - М.: МПСИ, 2003. - 300 с.
33. Мандель, Б.Р. Технологии педагогического мастерства. / Б.Р. Мандель.- М.: НИЦ ИНФРА, 2015. - 211 с.
34. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2008. – 176с.
35. Рабинович Ф.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Ф.М. Рабинович - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
36. Рогова Г. В., Верещагина И. И. Методика обучения английскому языку. – М.: Просвещение, – 1998. – 174 с.
37. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дис. д-ра пед. наук / В. В. Сафонова. — М, 1992–528с.
38. Селевко Г. К. Классификация образовательных технологий. – М., – 2005. – 371с.
39. Скляренко Н. К. Обучение речевой деятельности на английском языке в школе / Н.К. Склярко. - К.: Рад.шк., 1988.- 150 с.
40. Сокол И. Н. Классификация квестов / И.Н. Сокол. - М.: Просвещение, 2014. -138-140 с.
41. Столяренко, А. М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 527 с.
42. Устикова Е. С. Практическая методика обучения иностранному языку / Е.С. Устикова. - М.: Academia, 2000. - 247 с.
43. Филатов В. И. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / В.И. Филатов. - Ростов-на- Дону: Феникс,2004. - 275 с.
44. Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка / К.В. Фокина. - М.: Юрайт, 2008. - 156 с.
45. Хомский Н. Язык и мышление / Н.Хомский. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. – 122 с.
46. Хуторской А. В. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
47. Черемисина А.А. Формирование правовой компетентности старших школьников: дис. канд. пед. наук. М., 2003.
48. Шульгина Е. М. Алгоритм работы с технологией веб-квест при формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов – Тамбов, 2013. – 167с.
49. Шульгина Е. М. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством технологии всб-квестов: дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.02: теория и методика обучения и воспитания. – Томск, 2014.
Интернет-ресурсы:
50. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты / Я.С. Быховский. - URL: http://ito.cdu.rU/1999/III/l/30015.html (дата обращения 07.03.22).
51. Дж. Равен. Компетентность в современном обществе. Компетентность в современном обществе. https://bzbook.ru/Kompetentnostj-v-sovremennom-obshhestve.1.html (дата обращения 07.03.22).
52. Дуайе П. Проблемы контроля в зарубежной методике преподавания английского языка Проблемы контроля в зарубежной методике преподавания английского языка — Letopisi.ru
53. Кичерова М.Н. Образовательные квесты, как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения / М.Н. Кичерова. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf (дата обращения: 07.03.22).
54. Полат Е. С. Метод проектов в интернет-образовании / Е.С. Полат. - URL: hltp://goo.gl/M9MYhtml (дата обращения: 07.03.22).
55. Соболева, М. А. Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы здравоохранения / М. А. Соболева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3135/ (дата обращения: 16.05.2022).
56. Толковый словарь С.И. Ожегова – электронный источник / С.И. Ожегов. – URL: https://tolkovyj-slovar-ozhegova.slovaronline.com/?ysclid=l38d48sy4c
57. Трофимчук В. К. Как возникли квесты [Электронный ресурс] // Библиотека интерактивной литературы: [сайт]. http://rilarliiv.ru/ifmagazincl/01.2012/history/qucst.litm.
58. Dodge B. A Rubric for Evaluating WebQuests / B. Dodge. - URL: http://webquestsdsu.edu/webquestrubric.html (дата обращения:11.04.22).
59. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests / B. Dodge. - URL: http://webqucst.sdsu.edu/about wcbqucsts.htmI (дата обращения: 11.04.22).
60. March T. Web-Quests for Learning / T. March. - URL: http://www.ozline.com/webquests/intro.html (дата обращения: 11.04.22).
61. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants / M. Prensky. -URL: http://goo.gl/Xv9UPP (дата обращения: 07.03.22).
Иностранные источники:
62. Canale, M. and Swain, M, 1980. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing. Applied Linguistics Vol. I Chomsky, N; 1965. Aspects of the Theory of Syntax. Ambridge, Mass, MIT
63. Hymes, D. On Communicative Competence. In J.B.Pride and J.Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972, pp. 269-293.
64. Keen, K. Competence: What is it and how can it be developed? / In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds.). – Brussels: IBM Education Center, 1992. – Р. 111–122.
В первой главе нами были рассмотрены особенности внедрения современных технологий в педагогическое пространство. В качестве одного из вида современных технологий был рассмотрен вариант внедрения квестов в процесс обучения иностранному языку. По мнению специалистов, в области преподавания, Е.М. Шульгиной, С.В. Напалкова, Е.И. Багузиной, квесты способствуют формированию и развитию иноязычной коммуникативной компетенции, помогая обучающимся преодолевать языковые барьеры, формировать уверенность в достижении определенных целей при изучении иностранного языка и повышать мотивацию к получению новых знаний в области иностранных языков.
Стоит отметить, что работа с квестовыми заданиями должна быть корректно составлена и в дальнейшем представлена обучающимся для достижения поставленных целей и результатов.
Квест по своей структуре должен состоять из следующих обязательных пунктов: введения, представления разработанных заданий, предоставления нужных электронных или печатных ресурсов для выполнения заданий, промежуточного обсуждения результатов, подведения итогов по работе с квестом, оценки качества работы обучающихся и рефлексия.