Церковь в период Смуты
Введение
Смута в России конца XVI - начала XVII вв. является одним из драматических периодов русской истории. Иностранцы прозвали это время "московской трагедией", а россияне "великой разрухой", временем божьего гнева, а позднее некоторые исследователи будут предполагать события этого времени как первую гражданскую войну в России.
Новая ступень в жизни Русской Церкви, время ее автокефалии, началась среди самых непростых обстоятельств. В России только проявился патриарх, как для отечества наступило время самозванцев и прочих ревнителей монаршего престола, время ужасного опустошения и разорения Русской земли, а вместе с ней и Русской Церкви. Разрушались города, села, большие территории, рушились и грабились монастыри, церковные имения. В ходе преодоления Смуты проходили испытание самодержавный государственный аппарат, классовый строй и, конечно же, русская православная церковь, то есть наиглавнейшие институты русского феодального общества. Период Смуты представлял собой время стрем
Содержание
Введение3
Глава 1. Церковь при Патриархе Иове от начала голода до избрания патриарха Гермогена 6
Глава 2. Церковь при патриархе Гермогене и местоблюстителе Ефреме до избрания Михаила Федоровича Романова18
Заключение46
Список источников и литература47
Список источников и литературы
Источники:
1. Акты археографической экспедиции, т. II.
2. Летопись о многих мятежах и о разорении Московскаго государства от внутренних и внешних неприятелей и …Москва. 1788 год.
3. Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в.
4. Новый летописец, Временник Императорского Московского Общества истории и древностей, книга 17, 1853 года.
5. Рукопись Филарета, патриарха московского и всея России. Москва. 1837 год.
6. Сказание Авраамия Палицына Санкт-Петербург 1909 год.
7. Собрание государственных грамот и договоров, том I и II.
8. Уложенная грамота об учреждении в России Патриаршего Престола 1589 года.
Литература:
1. История о первом патриархе Иове Московском. – Тверь, 1905.
2. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви т. 1 – Москва: Изд-во Терра, 1993.
3. Платонов С. Ф., Очерки по истории смуты в московском государстве XVI-XVII вв. - Москва. Переиздание 1937 год.
4. Скрынников Р.Г., Царь Борис и Дмитрий Самозванец – Москва: Изд-во Руссич, 1997.
5. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Книга вторая. Том VI – X. Санкт-Петербург 1896 год.
6. Тальберг Н.Д., История русской церкви - Москва : Изд-во Сретен. монастыря, 1997.
7. Феодосий Иванов. Церковь в эпоху Смутного времени на Руси. Киев 1906 год
Затем к этому можно прибавить, что самозванец обирал некоторые монастыри, отбирал участки церковной земли в самой Москве и, в конце концов, женился на Марине Мнишек, которая всегда оставалась католичкой. А те, кто возражали ему, были удалены самозванцем из собора, напримере митрополита Казанского Гермогена, а Коломенского епископа Иосифа даже отправили в заточение.
Вследствие всего этого, не удивительно, что самозванец не смог удержать власть, был убит и охарактеризован как гонитель православных, антихрист. Вместе с ним пали и его приближенные, в который входил патриарх Игнатий. Проблем с низложением Игнатия не было, так как вполне естественно было низринуть с патриаршего престола того, кто был избран самозванцем, но не законным царем. Именно на такой точке зрения стояли отцы собора, низвергнувшие