Развитие математических представлений в условиях инклюзивного начального образования
Введение
Актуальность исследования.
Значимость изучения различных направлений развития инклюзивного образования в современной педагогической науке и практике трудно переоценить. Изучение специфики развития математических представлений связано с созданием условий для взаимодействия и продуктивного общения детей с различными образовательными потребностями друг с другом и со взрослыми. Эта задача должна быть решена и в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Включение обучающихся во взаимодействие может осуществляться как во время уроков, так и во внеурочной деятельности. В условиях инклюзии дети получают опыт совместного решения значимых и интересных практических и учебных задач, оказания помощи друг другу, преодоления затруднений различного характера.
Развитие правильных математических представлений в условиях инклюзивного класса начальной школы связано с рядом трудностей, к которым должен быть готов педагог начального образования. Овладение даже элемента
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития математических представлений в условиях инклюзивного начального образования…………………………………………………….7
1.1. Сущность развития математических представлений младших школьников в условиях инклюзивного образования……………………………………………………………………..7
1.2. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития…………………………………………………………………………………………13
1.3. Особенности инклюзивного образования в начальной школе………………………….19
1.4. Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к инклюзивному образованию младших школьников……………….24
Выводы по 1 главе……………………………………………………………………………...28
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития математических представлений в условиях инклюзивного начального образования…………………..30
2.1. Методики развития математических представлений младших школьников в условиях инклюзивного образования…………………………………………………………………….30
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента…………………………...33
2.3 Развитие математических представлений в условиях инклюзивного начального образования на формирующем этапе исследования и его результаты……………………..37
2.4. Рекомендации по работе с детьми в условиях инклюзивного класса начальной школы………………………………………………………………………………40
Выводы по 2 главе……………………………………………………………………………...44
Заключение……………………………………………………………………………………46
Список литературы ………………………………………………………………………… 49
Приложения……………………………………………………………………………………53
Список литературы
Акимова Н.Ф., Вертиева В.М. Нестандартные задачи на уроках математики на ступени начального общего образования // Системный анализ и синтез моделей научного развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 152-153.
Апетян, М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. ‒ 2022. -№ 1. ‒ С. 243‒ 244.
Ахтырская Е.Н. Универсальные учебные действия в системе начального образования в рамках реализации ФГОС НОО // Инновации в науке. ‒ 2021 ‒ № 9 (58). ‒ 67‒ 68 с.
Брагина Е.А., Белозерова Л.А. Актуальные проблемы инклюзивной практики в начальной школе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 10. С. 193-198.
Вершинина, Н.В. Коммуникативное развитие младших школьников / Н.В. Вершинина // Молодой ученый. ‒ 2015 ‒ №20.1. ‒ 10‒ 12 с.
Волков А. Е. Модель "Российское образование - 2020" // Вопросы образования. - 2018. № 1. - 64 с.
Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. М.: Изд-во Смысл; Эксмо 2005 – 136 с.
Гребенникова Н.Л., Пашина Т.Н. Осуществление индивидуализации обучения математике в начальной школе // Colloquium-journal. 2020. № 5-3 (57). С. 56-58.
Гребенникова В.М. Развитие инклюзивного образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–19. С. 4292–4297.
Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты). М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2019 - 117 с.
Деревянкина Н. А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития (учебное пособие к вводной части курса ДПП.Ф.12"Психолого-педагогическая коррекция"). ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского", 2003 – 53 с.
Дмитриева Т.П., Сабельникова С.И., Хотылева Т.Ю. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоро
Дети с ограниченными возможностями характеризуются повышенной усталостью. Вы становитесь вялым или раздражительным, слезным и вам трудно сосредоточиться на задаче. Если ошибки быстро теряют интерес, откажитесь выполнить задание. У некоторых детей моторная тревога возникает из-за усталости. У других детей повышенная раздражительность, беспокойство, склонность к взрывной раздражительности и упрямство.
В ходе изучения научной литературы удалось выявить основные психофизические характеристики учеников с ограниченными возможностями, обусловленными ЗПР. При работе с учениками этой категории необходимо как можно раньше определить их основные психофизические характеристики, к