Особенности речевой готовности детей старшего дошкольного возраста с ОНР к школьному обучению
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста с ОНР – явление встречающееся всё чаще и чаще в последнее время. При нормальном речевом развитии дети к пяти-шести годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
ОНР (общее недоразвитие речи) - является сложной формой речевого нарушения. У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Речевое отставание отрицательно влияет и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижение по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продукт
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1.Теоретическое исследование проблемы развития речевой готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР
1.1. Сущность понятия и основные признаки общего недоразвития речи как речевой патологией ……………………………………………….…..….5
1.2. Психолого – педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………….…….…..14
1.3. Методы развития речевой готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР…………………….…………….20
2. Эмпирическое исследование речевой готовности детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2.1 Организация, методика и результаты констатирующего эксперимент………………………………………………………………...30
2.2 Описание формирующего этапа эмпирического исследования…………………………………………………………….…36
2.3. Описание результатов результаты контрольного эксперимента……................................................................................……40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..……………………50
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………..………….…………54
Список использованных источников
1.Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям /З.Е.Агранович.— СПб: Детство-пресс,2004,—236 с.
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — Москва: Издательство «Академия», 2018,—328 с.
2. Арушанова, А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 2020 г. № 9,—126 с.
3. Ахунджанова, С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности. / Дошкольное воспитание 2018 г. № 6,—126 с.
4. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Л.И.Божович.—Москва: Просвещение, 1972,—250 с.
5. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие / Г.А.Волкова. —СПб.: Детство-пресс,2003,—144 с.
6. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия. 3-е изд./ Л.С.Волкова, С.Н.Шаховская. —Москва: Владос,1999,—491 с.
7. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. —Москва: ВЛАДОС, 2002,—238 с.
8. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С.Выготский.— Москва: Просвещение,1996,-420 с.
9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В.П.Глухов. —Москва: АРКТИ, 2004.— 168 с. (Библиотека практикующего логопеда)
10. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи / А.М.гвоздев.—Москва: Издательство «Академия», 1991,—211 с.
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н.Ефименкова.—Москва: Медицина, 1990, - 266 с.
12. Жукова, Н.С. Формирование устной речи / Н.С.Жукова. —Москва: Просвещение, 1994,—328 с.
13. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. второе издание / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, —Москва: Просвещение, 1990,—316 с.
14. Зарубина, Н.Д. Методика обучения связной речи / Н.Д.Зарубина.—Москва: Издательство «Русский язык», 1997,—308 с.
Воображение у детей с общим недоразвитием речи исследовал Глухов В.П. при помощи рисуночных проб как показателя творческих способностей. Он установил, что их продуктивность более низкая по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети с ОНР чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания.
Изучение детей с ОНР по тесту Роршаха (описание впечатлений от пятен различной формы и цвета) показало, что их ответы беднее из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя. Овчинникова Т.С. в своем исследовании установила специфические особенности воображения у детей с ОНР: снижение мотивации, бедность познавательного интереса и запаса общих сведений о мире, отсутствие целенаправленности и непрочность связей между зрительной и вербальной сферами.
Развитые психомоторные навыки являются одним из важнейших условий, обеспечивающ