Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в обучении рецептивным видам речевой деятельности на средней ступени общеобразовательной школы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в современном обществе происходит стремительное развитие информационных процессов. Данная тенденция характеризируется интенсивным внедрением информационно-коммуникационных технологий в различные сферы жизни. С созданием и развитием таких технологий человеческие возможности расширяются и требуют новых знаний и умений. Информационно-коммуникационные технологии позволяют облегчить деятельность людей и использовать свое время и труд более рационально и эффективно. Интернет широко применяется как инструмент для работы с информацией во всех областях. Он с каждым днем набирает популярность во всех странах мира и предлагает пользователям множество сервисов различной направленности с уникальными возможностями и функциями. В настоящий момент Интернет является одним из быстрых и эффективных инструментов для решения поставленных нами задач.
Данное развитие информационно-коммуникационных технологий отражается также и в образовательной среде: внедрение Интернета значительно влияет на систему образования. Сегодня актуален вопрос о применении современной методики использования информационных технологий при обучении и иностранному языку. Преподавателю иностранного языка необходимо владеть навыками использования информационно-коммуникативных технологий для того чтобы развиваться и усовершенствоваться в своей профессии, расширять словарный запас обучающихся, обогащать их знания о культуре и географии изучаемого языка, предоставлять аутентичные материалы. Информационно-коммуникационные технологии позволяют реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей обучаемых, их склонностей и т.д. При обучении иностранным языкам информационно-коммуникационные технологии содействуют повышению мотивации учащихся, организации и осуществления учебной деятельности, помогают учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать навыки и умения, позволяющие обмениваться информацией. Важно отметить, что основной целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Информационно-коммуникационные технологии, в свою очередь, предоставляют возможность учащимся участия в совместной деятельности, научных сообществах, разработке различных проектов, что позволяет реализовать данную цель. Их потенциал в сфере иноязычного образования увеличивается с каждым годом. Таким образом, актуальность данного исследования определяется важностью применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................8
ГЛАВА 1. РОЛЬ ИНФОМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ......................................................................................................................12
1.1. Понятие «информационно-коммуникационные технологии» и возможности их применения в процессе обучения.....................................................................................................................12
1.2. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам.........................................................................................................................17
1.3. Социальные сетевые сервисы в обучении иностранному языку.…….…….25
1.4. Характеристика рецептивных видов речевой деятельности………………..30
Выводы по главе 1 …................................................................................................36
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ РЕЦЕПТИВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ……………………………………………………....38
2.1. Требования к умениям чтения и аудирования
на средней ступени обучения……………………………………………………...38
2.2. Психологические особенности учащихся средней ступени обучения…......43
Выводы по главе 2………………………………….................................................49
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЧТЕНИЕМ И АУДИРОВАНИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ………………………………………….....................................................................50
3.1. Практические разработки заданий по чтению ………………………….…...50
3.2. Практические разработки заданий по аудированию …………………..........58
Выводы по главе 3……...…………………………………………………...……...67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..…………………………………..…………………...68
Не найдено
В методике преподавания иностранных языков аудирование может являться как целью, так и средством обучения. В практической деятельности данные функции непосредственно взаимосвязаны. Аудирование как средство обучения представляет обучающимся новый языковой материал, является средством развития навыков и умений во всех других видах языковой деятельности, способствует закреплению достигнутого уровня языка и улучшению фактических навыков аудирования. Аудирование как цель обучения подразумевает процесс, когда обучающиеся средствами аудирования обретают какие-либо знания, информацию. Это может быть, например, текст, фильм и т.д. [30, c. 27].
Положительный результат аудирования зависит как от объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам относятся характеристики предоставленного текста и обстоятельства, в которых он рассматривается. К субъективным факторам относят индивидуальные психические особенности обучающегося и его интеллектуальную зрелость.