Сюжетно-ролевая игра как средство формирования дружеских отношений детей среднего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игровой деятельности дошкольники приобретают первый социальный опыт, учатся общаться, понимать взрослых и сверстников, знакомятся с важнейшими нравственными нормами и принципами поведения. Именно в игре у детей зарождаются дружеские взаимоотношения, которые затем переносятся на бытовой уровень и в повседневную жизнь.
Важную роль в процессе формирования дружеских отношений детей дошкольного возраста играют сюжетно-ролевые игры, которые имеют огромный воспитательный потенциал. Особую актуальность сюжетно-ролевые игры приобретают в среднем дошкольном возрасте, когда дети начинают играть
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………
1.1. Проблема формирования дружеских отношений детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе..
1.2. Особенности формирования дружеских отношений детей среднего дошкольного возраста……………………………………
1.3. Сущность и роль сюжетно-ролевых игр в формировании дружеских отношений детей среднего дошкольного возраста…..
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….
ГЛАВА 2. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………..
2.1. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевых игр...
2.2. Особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми среднего дошкольного возраста……………………………………
2.3. Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр с целью формирования дружеских отношений детей среднего дошкольного возраста……………………………………
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 400 с.
2. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика / Л. Н. Галигузова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 254 с.
3. Гриценко, Н. В. Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Гриценко // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 4 (10). – С. 54-56.
4. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н. Ф. Губанова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2008. – 121 с.
5. Гусева, Ю. Принципы организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста / Ю. Гусева // Международный образовательный портал Maam.ru. – 2018. – URL: дата обращения: 18.04.2021).
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для ВУЗов / А. Г. Гогобридзе, О. В. Солнцева. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 464 с.
7. Ежкова, Н. С. Сюжетно-ролевые игры дошкольников: взгляд на проблему руководства / Н. С. Ежкова, А. А. Руднева // Мир педагогики и психологии. – 2017. – № 3. – С. 10-13.
8. Зотова, И. В. Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Зотова, Н. И. Гинятова // European science. – 2018. – № 4 (36). – С. 64-67.
9. Карпова, Э. Б. Психологическая концепция отношений В. Н. Мясищева : основы и содержание / Э. Б. Карпова, Г. Л. Исурина, А. Л. Журавлев // Психологический журнал. – 2020. – Т. 41. – № 2. – С. 5-14.
10. Клейменова, С. А. Психолого-педагогический аспект понятия «дружеские отношения» у детей дошкольного возраста / С. А. Клейменова // Молодой ученый. – 2019. – № 42. – С. 273-275.
11. Кобякова, Т. В. Особенности формирования дружеских отношений у детей дошкольного возраста / Т. В. Кобякова // Совушка. – 2015. – № 2. – URL: http://www.kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00068.html (дата обращения 03.04.2021).
12. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 16-е изд., стер. – Люберцы : Юрайт, 2019. – 432 с.
13. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – Москва : АСТ, 2010. – 446 с.
14. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н. Ф. Комарова. – Москва : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 157 с.
15. Кон, И. С. Дружба / И. С. Кон. – 4-е изд. – Москва : Питер : 2005. – 329 с.
16. Корягина, Н. А. Психология общения / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 459 с.
17. Косарева, Д. А. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста / Д. А. Косарева // Молодой ученый. – 2018. – № 18 (204). – С. 172-173. – URL: https://moluch.ru/archive/204/49814/ (дата обращения: 03.04.2021).
18. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. – 8-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 250 с.
19. Маркова, Т. А. Формирование дружбы у старших дошкольников. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя дет. сада. / Т. А. Маркова. – Москва : Просвещение, 2003. – 91 с.
20. Менджерицкая, Д. Б. Воспитание детей в игре / Д. Б. Менджерицкая // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 6. – С. 12-23.
21. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2002. – 527 с.
22. Полухина, О. П. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития личности детей в детском образовательном учреждении / О. П. Полухина, И. А. Тарасова // Территория науки. – 2018. – № 2. – С. 50-56.
23. Потаповская, О. М. О методологических подходах к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста / О. М. Потаповская // Педагогика. – 2013. – № 6. – С. 72-82.
24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 705 с.
25. Самойленко, Е. П. Формирование дружеских отношений у дошколят / Е. П. Самойленко // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – № 2 (34). – С. 56-58.
26. Сарина, М. В. Девочки и мальчики – два разных мира / М. В. Сарина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – № 6 (23). – С. 25-29.
27. Славина, Л. С. Трудные дети / Л. С. Славина ; под ред. В. Э. Чудновского. – Москва ; Воронеж : изд-во Московского психолого-социальный ин-та, 2006. – 492 с.
28. Солодова, А. А. Развитие коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр / А. А. Солодова, Н. А. Безлепкина // Педагогический опыт : от теории к практике. – 2018. – № 4. – С. 321-322.
29. Сурьянинова, Т. А. Формирование положительных взаимоотношений детей в игровой деятельности / Т. А. Сурьянинова, И. Г. Ткаченко // Молодой ученый. – 2017. – № 47.1 (181.1). – С. 140-147. – URL: https://moluch.ru/archive/181/46629/ (дата обращения: 04.04.2021).
30. Терещенко, Г. С. Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду / Г. С. Терещенко, Г. Г. Ярошенко, К. В. Полежаева // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. – Пермь : Меркурий, 2015. – С. 125-128.
31. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. – Москва : Педагогика, 2009. – 258 с.
32. Харчевникова, А. Н. Сюжетно-роевые игры для социализации детей 4-5 лет / А. Н. Харчевникова, В. А. Деркунская. – Москва : АРКТИ, 2015. – 86 с.
33. Шмакова, Н. А. Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном возрасте / Н. А. Шмакова, Н. Г. Метлева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 1. – С. 256-257.
34. Щетинина, О. Б. Формирование дружеских взаимоотношений детей средней группы в игре / О. Б. Щетинина // Образовательный портал Экстернат.РФ. – 2013. – URL: http://ext.spb.ru/site/2669-2013-04-07-16-01-22.pd (дата обращения: 03.04.2021).
35. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Владос, 2014. – 360 с.
Одной из главных особенностей сюжетно-ролевой игры является самостоятельность дошкольников в такой игре, которые сами выбирают ее тему, определяют траекторию развития игры, продумывают роли и т.д. В сюжетно-ролевых играх дети могут проявить всю свою фантазию. Объединяясь в такой игре, дошкольники по своему усмотрению выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, контролируют их выполнение, регулируют игровые взаимоотношения. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. Для сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерны следующие черты: эмоциональная яркость, энтузиазм, самостоятельность, творчество, энергичность. В таких играх реализу