Безопасная образовательная среда в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня общепризнанным является положение, что безопасность выступает необходимым условием стабильности и развития любой системы. Данное положение применяется при оценке перспектив развития общества, государства, экономики, функционировании сложных технических объектов и систем. Использование таких категорий как устойчивость, стабильность, живучесть, сопротивляемость всегда имеет отношение к проблеме обеспечения безопасности технической или социальной системы, оценке ее эффективности и жизнеспособности. Безопасность – состояние защищенности (человека и среды), а также способность отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Политики утверждают, экономика может развиваться только в условиях безопасности. Человек может развиваться – только в среде с определенными параметрами, один из самых существенных – безопасность [2].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Понятие и сущность безопасной образовательной среды 5
1.2. Безопасная образовательная среда как актуальное требование современной начальной школы 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 23
2.1. Педагогические условия создания безопасной образовательной среды в школе 23
2.2. Система социально-педагогической деятельности социального педагога по созданию безопасной и психологически комфортной образовательной среды 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверюшкин А.Н. Философские проблемы искусственного интеллекта в эпоху модернизации современного образования // Материалы XVII Всероссийской научной конференции «Нейрокомпьютеры и их применение» (г. Москва, 19 марта 2019 г.). Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 420-422.
2. Андронникова О.О. Безопасность образовательной среды в современных геополитических условиях [Электронный ресурс] // Философия образования. 2015. №3. С. 14-22.
3. Андронникова О.О. Психологическая безопасность образовательной среды вуза [Электронный ресурс]. Н.: Институт консультирования в Новосибирске. URL: http://www.obrazovanie9.ru/articles/338-psy-bezopasnostj-vuza.html. (дата обращения: 25.02.2022).
4. Баева, И.А., Волкова, И.А., Лактионова, Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие / под ред. И.А. Баевой. М., 2009. 215 с.
5. Бессонов И.Б., Дьяченко Е.В. Психологическая безопасность образовательной среды высшей школы: сравнение педагогического и медицинского вузов [Электронный ресурс] // Научный диалог. 2014. №6(30). С. 6-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-vyssheyshkoly-sravnenie-pedagogicheskogo-i-meditsinskogo-vuzov/viewer (дата обращения: 25.02.2022).
6. Бичева И.Б., Филатова О.М. Безопасность образовательной среды как категория современного профессионально-педагогического знания [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2017. №1. С. 48. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/326/327 (дата обращения: 25.02.2022).
7. Блясова, И. Ю. Психологически безопасная образовательная среда как фактор формирования жизнестойкости личности / И. Ю. Блясова, Н. В. Бякова, Н. А. Коканов // Теоретические подходы к обоснованию существования буллинга в детской и подростковой среде : Коллективная монография. – Ялта : Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2021. – С. 19-36.
8. Борисюк, О. Л. Создание психологически безопасной образовательной среды как основа здоровья обучающихся / О. Л. Борисюк // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : Материалы международной научно-практической конференции, Тула, 10–11 октября 2019 года / Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. – Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2019. – С. 49-53.
9. Ведерникова, Ю. В. Психологически безопасная образовательная среда как фактор здоровьесбережения и эмоционального благополучия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Ю. В. Ведерникова // Преемственность предшкольного и начального образования: художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка : Материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Томск, 11 декабря 2020 года. – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2021. – С. 147-153.
10. Власова, Г. И. Психологическая безопасность субъекта образовательной среды / Г. И. Власова, Л. В. Калинкина, Е. Ю. Сушкова // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2021. – № 2(42). – С. 152-164.
11. Гущина, Т. Н. Целевые ориентиры формирования психологически комфортной и безопасной среды в сельской школе / Т. Н. Гущина, Ю. Н. Сальникова // Педагогика сельской школы. – 2021. – № 2(8). – С. 5-18. Девятова, И. Е. Новые смысловые ценности педагогической деятельности в обеспечении психологической безопасности ребёнка / И. Е. Девятова // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 3(146). – С. 50-57.
12. Егорова, Ю. С. Психологически безопасная образовательная среда в условиях общеобразовательной школы / Ю. С. Егорова // Научный потенциал. – 2021. – № 1-1(32). – С. 31-34.
13. Жиркова, А. А. Безопасная образовательная среда как актуальное требование современной начальной школы / А. А. Жиркова, А. Н. Неустроева // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – № Т6. – С. 160–163.
14. Камакина, О. Ю. Безопасная образовательная среда в начальной школе как условие сохранения здоровья детей / О. Ю. Камакина, Н. А. Золотцева // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 4 частях, Пенза, 05 июня 2019 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 160-163.
15. Каменева, И. Ю. Риски психологической безопасности в цифровой образовательной среде, связанные с ослаблением личностного контакта / И. Ю. Каменева // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Тула, 21 октября 2021 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. – С. 144-146.
16. Концептуальные идеи, подходы, принципы формирования психологически комфортной образовательной среды в сельской школе / О. В. Коршунова, Н. И. Бобылева, В. Б. Помелов, И. Г. Харисова // Педагогика сельской школы. – 2021. – № 2(8). – С. 19-37. Леонова, Е. П. Педагогические условия создания психологически безопасной образовательной среды в школе / Е. П. Леонова // Молодой исследователь: от идеи к проекту : материалы V студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 26–30 апреля 2021 года. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2021. – С. 223-225.
17. Ломова, Д. Н. Психологическая безопасность образовательной среды школы как основа развития учебной мотивации подростка / Д. Н. Ломова // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Тула, 21 октября 2021 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. – С. 203-205.
18. Лоренгель, Е. А. Взаимосвязь психологической безопасности образовательной среды и одаренности в младшем школьном возрасте / Е. А. Лоренгель // Служение педагогическому делу : сборник статей II Международного профессионально-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 31 октября 2021 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2021. – С. 42-50.
19. Мерзликина, М. А. Психологически безопасная образовательная среда: понятие и сущность / М. А. Мерзликина // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : Материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 19–20 декабря 2019 года / Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2019. – С. 392-394.
20. Михалкин Н.В. Философия образования и науки. Учебное пособие и практикум. 2019. М.: Издательство МГППУ, 336 с.
21. Михалкин, Н. В. Содержание и виды безопасности образовательной среды / Н. В. Михалкин, А. Н. Аверюшкин // Язык и текст. – 2021. – Т. 8. – № 1. – С. 82-96.
22. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. 2007. СПб.: Питер, 352 с.
23. Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Тула, 21 октября 2021 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. – 308 с.
24. Рубцов В.В. Безопасная образовательная среда: проблемы соблюдения прав детей, перспективы развития // Ребенок в современном обществе: сб. статей / Под ред.: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина, Н.Н. Авдеева, И.А. Корепанова, Е.В. Филиппова. 2007. М.: МГППУ, С. 5-7.
25. Сафонова, Т. Н. Формирование безопасной психологической среды в школе через проведение инновационных уроков / Т. Н. Сафонова // Гуманитарные науки (г.Ялта). – 2021. – № 3(55). – С. 140-148.
26. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. 2000. М.: Экопсицентр РОСС, 230 с.
27. Фролова, Н. А. Практическая работа по созданию комфортной безопасной образовательной среды в начальной школе образовательного комплекса / Н. А. Фролова // ВНЕшкольник. – 2020. – № 1(193). – С. 29-31.
28. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2001. М.: Смысл, 365 с.
В первые дни у школьников можно заметить так называемый «кризис семи лет». Л.С. Выготский видит психологический смысл кризиса семи лет в том, что потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу в наличной ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность его психической жизни. Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает "логика чувств". Кроме того, появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать "это мне нравится, а это нет", не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого).