Композиторский стиль П. И. Чайковского на примере концерта для скрипки с оркестром d-dur op. 35
Введение
П. И. Чайковский – композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог, музыкально-общественный деятель. Творчество композитора – это ценный вклад не только в русскую музыкальную культуру, но и мировую.
Композиторское наследие Чайковского насчитывает множество опусов различных жанров: десять опер, три балета, семь симфоний (№№1-6 и «Манфред»), произведения для оркестра, концерты для солирующего инструмента с оркестром, камерная, вокальная музыка и др. Помимо музыкальных сочинений, Чайковским были написаны музыкально-критические статьи, учебные пособия и письма, которые являются ценными документами для исследования жизни и творчества композитора.
Музыкальное наследие Чайковского хорошо известно не только в профессиональных кругах. Его произведения узнаваемы, они часто звучат в концертных залах, постановки опер и балетов показывают по телевизору, на его музыку снимают мультипликационные фильмы.
Содержание
Введение 3
1. Композиторский стиль П. И. Чайковского 5
1.1 Музыкальный язык 6
2. Жанр инструментального концерта в XIX веке: эволюция жанра 12
3. История создания скрипичного концерта 16
4. Стилистический анализ скрипичного концерта 18
4.1 Первая часть 18
4.2 Вторая часть 25
4.3 Третья часть 28
Заключение 32
Список литературы 33
Список литературы
1. Арутюнов Д. Сочинения П. И. Чайковского в курсе анализа музыкальных произведений. – М.: Музыка, 1989. – 112 с.
2. Вайдман П. Александр Сергеевич Пушкин // Чайковский. Жизнь и твор¬чество [Электронный ресурс] / URL: http://www.tchaikov.ru/pushkin.html (16.01.2022)
3. Ганзбург Г. Фатум-аккорд в музыке Чайковского и его предшественников // Музыка изменяющейся России. – Курск: Курский государственный университет, 2007. – С. 106-116
4. Должанский А. Симфоническая музыка Чайковского: Избранные произведения. – Л.: Музыка, 1981 – Изд. 2. – 208 с.
5. Иноченко Е. П. Чайковский Концерт для скрипки с оркестром (D-dur), исполнительский анализ // Sciences of Europe. – 2018. – №26. – С. 3-12.
6. Истомин И. Гармония П. Чайковского // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. – М.: Музыка, 1989. – Вып. 3. – 80 с.
7. Карс А. История оркестровки. – М: Музыка, 1989. – 304 с.
8. Концерт (музыкальная форма) // Энциклопедия Кругосвет [Электрон-ный ресурс] / URL: https://www.krugosvet.ru/enc/muzyka/koncert-muzykalnaya-forma (16.01.2022)
9. Концерт // Музыкальнай словарь [Электронный ресурс] / URL: https://www.music-dic.ru/html-music-keld/k/3403.html (16.01.2022)
10. Концерт // Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс] / URL: https://www.music-dic.ru/html-music-enc/k/3921.html (16.01.2022)
11. Маричева И. Элегичность как сущностное качество стиля П. И. Чайковского // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 17. – С. 146-149
12. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. – 248 с.
13. Раабен Л. Скрипичные и виолончельные произведения Чайковского. – М.: Музгиз, 1958. – 118 с.
14. Растворова Н. Творчество П. И. Чайковского в диалоге с идеями русской культуры // Искусствознание: теория, история, практика. – 2013. – №1(5). – С. 21-27
15. Туманина Н. П. И. Чайковский: Путь к мастерству. – М.: Ленанд, 2014. – Изд. 2. – 584 с. ¬¬¬¬¬¬¬
16. Тюлин Ю. Произведения Чайковского. – М.: Музыка, 1973. – 277 с.
17. Цуккерман В. Выразительные средства лирики Чайковского. – М.: Музыка, 1971. – 245 с.
18. Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского – М: П. Юргенсон, 1903. – 1922 с.
19. Чайковский П. Переписка с Н. Ф. фон-Мекк Т. 1. – М.: Academia, 1935. – 642 с.
20. Чайковский П. Переписка с Н. Ф. фон-Мекк Т. 2. – М.: Academia, 1935. – 676 с.
21. Чайковский П. Переписка с П. И. Юргенсоном Т. 1. – М.: Музгиз, 1938. – 384 с.
Все перечисленные формы относятся в первую очередь к симфоническим и инструментальным произведениям, как предполагает тема реферата. Конечно, в перечисленных формах есть множество особенностей, в том числе и в скрипичном концерте, которые буду рассмотрены позже.
В оркестровке произведений Чайковский опирался на тенденции русской и французской оркестровки [7, с. 259] – использование родственных тембров одной группы инструментов в противоположность другой. Индивидуальность оркестровки Чайковского заключается в рельефности одного типа оркестрового тембра. Композитор, несмотря на совместное звучание нескольких видов инструментов, сосредотачивается на одном типе тембра, исполняющий свой материал.