Церковь и средства массовой информации: модели и формы взаимодействия и сотрудничества
ВВЕДЕНИЕ
Средства массовой информации стали неотъемлемой частью нашего мира. Трудно представить функционирование любого института, организации, предприятия без использования информационных ресурсов, Русская Православная Церковь не является исключением.
Общественная и миротворческая, просветительская, учительная миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации, способными нести ее послание в самые различные слои общества. Важную роль играют как собственные информационные ресурсы Русской Православной Церкви, так и светские СМИ, которым интересна жизнь церкви.
На данный момент Русская Православная Церковь пытается вести диалог с обществом по актуальным социальным проблемам. Проблемы демографии, укрепления семьи, вопросы наркомании среди подростков, духовная помощь находящимся в местах лишения свободы, подготовка юношества к браку, воспитание детей на основах добродетели, попечение сирот и стариков и многое другое – все находится в сфере внима
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 5
Современные виды и формы СМИ 6
Роль СМИ в настоящее время 8
Православная журналистика 9
II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И СМИ 12
Церковные документы о сотрудничестве Церкви и СМИ 12
Светские СМИ о Церкви 14
III. МОДЕЛИ И ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА 17
Виды взаимодействия Церкви и СМИ 19
Актуальность работы всех форм и моделей сотрудничества 20
Миссионерская деятельность в информационном пространстве 23
IV. ИНТЕРНЕТ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ 25
Блогосфера, ее особенности и влияние 26
Интернет-площадки (YouTube, Telegram, ВКонтакте) и возможности их использования с целью просвещения молодого поколения 27
Негативное влияние социальных сетей на Церковь 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Библия. Синодальный перевод./М.: Российское библейское общество, 2006.- 2047 с.
Бакина О.В. Современная православная журналистика: опыт региональных СМИ: автореферат/О.В. Бакина. – СПб., 2001.
Гараджа В.И. Религоведение: Учебное пособие для студентов высш. Учеб. Заведений и преп. Ср. школы. – 2-е изд., дополненное. – М.: Аспект Пресс, 1995.
Жуковская Е.Е. Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы. Управление делами Московской Патриархии Синодальный информационный отдел. – М., 2010
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021)
Касьянова Л.Ю. Когнитивно-коммуникативные факторы неологизации/ Л.Ю. Касьянова/Гуманитарны исследования. – 2015. - № 4.
Лазуткина Е.В. Проблема соотнесенности блогов и онлайновых СМИ// Е.В. Лазуткина/ Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2009. № 4.
Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. Церковь и общество. Диалог русского православия и римского католичества глазами ученых. – М.: ИНТЕРДИАЛЕКТ – 2001.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви//Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 2000. - № 8.
Петрунин В.В. Церковь и Средства Массовой Информации: проблема взаимоотношений// кафедра религоведения и теологии Орловского государственного университета.
Позднякова Е.Г. Церковная журналистика: история и современность: Монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010 – 76 с.
Православная Церковь при новом патриархе/ под ред. А. Малашенко и С. Филатова.: Моск. Центр Карнеги. – М.: Российская политическая энциклопедия. 2012.
Сметанина М.О. Специфика медиапросвещения: православие и особенности подачи материалов в СМИ//Ученые записки Таврического национального университета им В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации»
«Рекомендации по работе в социальных сетях для епархиальных и приходских информационных служб» включает в себя следующие разделы:
- Теоретический раздел (1.1. Основные понятия; 1.2. Специфика социальных сетей)
- Практическая часть (2.1. Развитие блогосферы; 2.2. Выбор платформы и времени для размещения публикаций; 2.3. Язык и формат публикаций; 2.4. Работа с подписчиками)
Эти и другие документы помогают координировать и обеспечивать взаимосвязь Церкви со СМИ.
Светские СМИ о ЦерквиМиссионерская, просветительская деятельность Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации, благодаря чему ее обращения доносятся в различные слои общества. Святой апостол Петр призывает христиан: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3. 15).
Бла