Изучение и преодоление дисграфии на почве несформированности звукового анализа и синтеза у младших школьников

В данной ВКР изучено состояние фонетической стороны речи. Разработана программа по преодолению дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза у младших школьников.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.09.2022
Объем файла
154 Кб
Количество страниц
50
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Аналитико-синтетический метод был создан в 60-е годы минувшего века. Этот метод наиболее полно и последовательно отражает фонетический и фонематический характер письма.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, то есть от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. 
Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки од

Содержание

Введение 2

Глава 1.  Теоретические аспекты исследования аналитико-синтетической деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи 6

1.1. Исторический аспект изучения аналитико-синтетических проблем в литературе 6

1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи 14

1.3. Формирование фонетико-фонематической стороны в норме 17

1.4. Влияние особенностей фонетико-фонематической стороны речи на письмо 21

Выводы по 1 главе 24

Глава 2. Выявление и преодоление дисграфии на почве несформированности звукового анализа и синтеза у младших школьников. 26

2.1 Цель, задачи, методы исследования 26

2.2. Анализ данных констатирующего эксперимента 33

2.3. Коррекционная программа по формированию звукового анализа и синтеза у младших школьников 44

Выводы по 2 главе 49

Заключение 52

Список литературы: 55

Список литературы

Абрамович, О. Д. Домашний логопед: полный справочник [Текст] / О. Д. Абрамович, О. Ю. Артапухина, О. П. Астафьева. – М. : Эксмо, 2007. – 496 с.
Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 1997. – 400 с.
Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст] / Т. В. Александрова. – СПб. : Детство-пресс, 2005. – 48 с.
Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки [Текст] / Н. Г. Алтухова. – СПб. : Лань, 1999. – 112 с.
Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2007. – 224 с.
Белова-Давид, Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Р. А. БеловаДавид. – М. : Просвящение, 1969. – 25 с.
Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) [Текст] / В. И. Бельтюков. – М. : Педагогика, 1977. – 176 с.
Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] : научное издание / И. Т. Власенко // НИИ дефектологии АПН СССР // НИИ дефектологии АПН СССР. – М. : Педагогика, 1990. – 183 с.
Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. –– СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.
Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. – 45 с.
Гаркуша, Ю. Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Ю. Ф. Гаркуша, В. В. Коржевина. – М. : Воронеж, 2001. – 256 с.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 472 с.
Глухов, В.П. Основы психолингвистики / В.П. Глухов. М.: АСТ: Астр

Речь не дана ребёнку с рождения. Она формируется под влиянием речи взрослого, проявляется и развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка, а также указывает на уровень его общего развития. Речь ребенка в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей [43].
В овладении речью одна из ведущих ролей принадлежит физическому и речевому слуху. Одновременно с развитием слуховой функции у ребёнка появляются голосовые реакции: разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги.
Голосовые реакции, такие как крик и плач, появляются с момента рождения. На звуки человеческой речи они ещё мало похожи, однак