Дидактические методы и способы развития мышления у старших школьников в условиях современной цифровой образовательной среды
Введение
1.1.Актуальность проблемы развития мышления старших школьников в условиях современной цифровой образовательной среды
Еще каких-нибудь 15 – 20 лет назад невозможно было представить, что, войдя в класс (например в старшей школе), вы увидите на столах у учеников не ручки и тетради, а ноутбуки и планшеты, на которых выполняются работы, письменный дневник заменен на электронный, общение преподавателей, учеников и их родителей, информирование об изменении в расписании, информация о домашних заданиях все больше происходят на электронных ресурсах школы или ВУЗа, на страницах социальных сетей («ВКонтакте» / «Одноклассники» и др.) или в популярных «мессенджерах». Учитель объясняет материал не только стоя у доски с мелом, но использует электронные доски или проекторы с демонстрацией красочных презентаций, сопровождаемых аудио и видео материалом. Поиск источников информации, учебников, книг, статей, видео, подготовка к домашним заданиям или экзаменам, выполнение практических работ,
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
1.1. Актуальность проблемы развития мышления старших школьников в условиях современной цифровой образовательной среды
1.2. Предмет, цели и задачи работы
2. Особенности формирования и развития мышления у старших школьников
2.1. Основные закономерности развития и характеристики высших психических функций, неразрывно связанных с мышлением …………
2.2. Мышление: понятие, структура и функции
2.3. Закономерности развития мышления в культурно-исторической теории
2.4. «Пирамида мышления» и отношение к цифровой среде
3. Современная цифровая образовательная среда и ее влияние на развитие мышления
3.1.Понятие и элементы современной цифровой образовательной среды
3.2. Результаты опроса о влиянии цифровой среды на обучение
3.3. Влияния цифровой среды на объективные закономерности развития мышления старших школьников
4. Методы и способы развития мышления у старших школьников в цифровой образовательной среде
4.1. Понятие и классификация методов и способов обучения
4.2. Методы и способы обучения, рекомендуемые для развития мышления старших школьников в цифровой образовательной среде
5. Заключение
6. Список литературы
Список литературы:
Есаков С.А. «Возрастная анатомия и физиология (курс лекций)» /УдГУ, Ижевск, 2010 - 196 с.
Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Казань, КФУ, 2013. - 166 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов – СБп: Питер, 2016. – 583 с.
Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник ИД «Форум» Инфра-М, 2013. – 288 с.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
Березанская Н.Б, Нуркова В.В. Психология. Учебник. Издательство «Юрайт-Издат», Казань – 484 с.
Хилько М., Ткачева М. Возрастная психология. Конспект лекций. М.: Юрайт, 2010 -
Леви-Брюль Люсьен «Первобытный менталитет». Издательство Европейский дом, 2002 – 400 с., электронная книга
Середа Г.К. К проблеме соотношения основных видов памяти в концепции «Деятельность – Память – Деятельность» //Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2009. № 2. http://www.psyanima.ru/
Л.В. Загрекова, В.В. Николина. Дидактика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Высш. шк., 2007 – 383 с.
Л.С. Выготский. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с., электронная книга
Коротенков Ю.Г. Учебное пособие «Информационная образовательная среда основной школы». Академия АйТи – 152 с., электронный учебник http://window.edu.ru/resource/849/74849/files/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf
Заиченко Н. А. Цифровизация образования как триггер изменений образовательных отношений // журнал Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 11. С. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-11- 1157-1169
Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 2. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 496 с.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005 – 556 с.
Таким образом, для обучения старших школьников особенно важно в качестве основных целей урока ставить именно анализ, синтез и оценку, так как именно они способствуют наиболее полному развитию мышления. При проведении уроков и выборе заданий для выполнения необходимо обеспечивать реализацию всех указанных мыслительных операций.
Форма мышления представляет собой то, каким образом, в чём конкретно выражается произведение мыслительных операций. Такие формы мышления как понятие, суждение или аналогия являются своего рода результатом мыслительных операций. Для того, чтобы дать определение любому объекту, ученик будет задействовать такие мыслительные операции как сравнение, анализ, синтез, абстракция и другие. Например, на вопрос: «Дайте, пожалуйста, определение, что такое «государство», - ученик должен выделить основные характеристики и особенности, представить себе абстрактное государство, произвести сравне