Формирование навыков самообслуживания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
ВВЕДЕНИЕ
Дети с нарушением интеллекта составляют наиболее многочисленную категорию детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное для детей с интеллектуальными нарушениями - это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям и другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в обществе.
Навыки самообслуживания очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но непосредственно и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как пра
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1 Понятие «навыки самообслуживания»
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями
1.3 Особенности формирования навыков самообслуживания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
2.1 Изучение навыков самообслуживания у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития. Констатирующий эксперимент
2.2 Коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
2.3 Динамика формирования навыков самообслуживания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Боброва, В.В. Проблемы формирования и развития социальных навыков у детей младшего школьного возраста с тяжелой степенью нарушения интеллекта / В.В. Боброва, Н.В. – Чебоксары: ЦНС «Интер-актив плюс», 2016. – С. 327-329.
2. Бронников, В.А. Обучение социально-бытовым навыкам детей с тяжелыми психоневрологическими заболеваниями: метод, указания / В.А. Бронников, А.А. Наумов. – Березники: Сфера, 2002. – 48 с.
3. Брайтман, А. Д. Путь к независимости: обучение детей с особенно-стями развития бытовым навыкам / А. Д. Брайтман, Б. Л. Бейкер – М.: Тере-винф, 2000. – 320 с.
4. Браженкова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / И.М. Бражнокова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. – 181 с.
5. Буре, Р. С. Воспитатель и дети: кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. / Р. С Буре, Л. Ф. Островская. – М.: Просвещение, 2010. – 143 с.
6. Ветлугина, В. П. Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта / В. П. Ветлугина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 188-191.
7. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 176 с.
8. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: сб. ст. / Л.С. Выготский. – М.: Л.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1935. – 133 с.
9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. – М.: «Проспект», 2000. – 584 с.
10. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. Для воспитателя / О. П. Гаврилушкина. – М.: Просвещение,1985. – 72 с.
11. Гладкая, В.В. Методика проведения коррекционных занятий «Раз-витие познавательной деятельности» с младшими школьниками с трудностями в обучении: учеб.-метод. пособие / В.В. Гладкая. – Мн.: Зорны Верасок, 2011. – 112 с.
12. Грюнцбург, Х. С. Социальная компетентность и умственная неполноценность / Х. С. Грюнцбург. – Лондон, 1973. – 447 с.
Е.А. Рогожина и В.А. Иванова предлагают использовать:
- коррекционно-развивающие занятия;
- дидактические, имитирующие и сюжетные игры;
- беседы;
- тренинги;
- прогулки, походы, экскурсии, практические занятия, наблюдения»
- чтение книг, просмотр кино и видеоматериалов;
- общение со сверстниками;
- участие в конкурсах [34].
Таким образом, все авторы приходят к единому мнению о том, что сюжетно-ролевые игры, практико-игровые упражнения и в целом игровой метод являются самыми эффективными методами формирования навыка самообслуживания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, так как в младшем школьном возрасте как у здоровых детей, та