Использование дифференцированного подхода при обучении аудированию на уроках английского языка в старшей школе

Дипломная работа, в которой исследуется эффективность использования дифференцированного подхода при обучении аудированию на уроках английского языка в старшей школе. В ходе исследования дана характеристика понятия аудирования как вида речевой деятельности; изучены трудности при обучении аудированию обучающихся старшего школьного возраста; предложена система упражнений по формированию аудитивных умений с использованием дифференцированного подхода.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
22.09.2022
Объем файла
323 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Расширение и измерение качества характера международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки, в частности английский, действительно востребованными в практической и интеллектуальной деятельности человека.
В связи с ориентацией школьного процесса обучения на практическое владение иностранным языком проблема аудирования все больше привлекает внимание методистов. Ведется серьезный теоретический поиск в изучении этого сложного процесса.
Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез пишут, что аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 6

1.1. Понятие дифференцированного подхода. Цели и задачи 6

1.2. Виды и формы дифференцированного обучения 14

1.3. Понятие аудирования как вида речевой деятельности 17

1.4. Трудности при обучении аудированию обучающихся старшего школьного возраста 24

1.5. Упражнения по формированию аудитивных умений с использованием дифференцированного подхода 28

Выводы по главе I 35

ГЛАВА  II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 36

2.1. Описание констатирующего этапа. 36

2.2. Описание формирующего этапа 40

2.3. Описание контрольного этапа 44

Выводы по главе II 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

ПРИЛОЖЕНИЯ 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – 24 c, 448 с.
2. Андерсон К. М. Советы по обучению: Дифференцированное обучение для всех студентов. Предотвращение школьной неуспеваемости. 2007. - 49-53 с.
3. Антропова М. В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М., Бородкина Г. В. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка // Педагогика. – 1992. Номер 9/10. – 24 с.
4. Арапов А.И., Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы [Текст]/А.И. Арапов. - Новосибирск: НГПУ, 2003. - 243 с.
5.  Ахметзянова С.М., Полькина Г.М. Методика обучения иноязычному аудированию на уроке иностранного языка в основной школе . 2018, том 2 №3 (6). -  97-99 с.
6. Барменкова, О.И. Эффективные приемы обучения иностранному языку: Учеб. Пособие для учителя. 1991. - 50-59 с.
7. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов – на – Дону.,1999.
8.Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая рос. энцикл., 2002.
9. Вайсбурд М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. — М.: Просвещение, 1985.
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
11. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика/ Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2006. – 130 с. 
12. Гез. Н.И. «Роль условий общения при обучении слушанию и говорению»: Ж. «Иностранные языки в школе». – 1981 - No5.
13. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. – 276 с.
14. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления. – Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А. – М.: Рус.яз., 1991. – 360 с.
15. Загороднова А.А. Индивидуальный подход в обучении иностранным языкам на неязыковых специальностях. Язык. Культура. Образование: Сборник материалов международной научной конференции «Чтения Ушинского». — 2008. — Вып. 2. — 160 с.
16. Занков Л.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников. - М., 1973.
17. Кирилова, Е.Ю. Способ организации дифференцированного обучения на основе анализа внутренней позиции учащихся. – М.:Дрофа,2007.-213 с.
18. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков, 2001. – 101 с. 
19. Мирский, С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. Серия: Образование. Педагогические науки. - Педагогика, 1990 г.
20. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе [Текст]/ Осмоловская, И.М.- М.:Дрофа,2007. - 137 с.
21. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка [Текст] / Е.И. Пассов – М., 1998. – 19 с.
22. Рональд де Гроот. Дифференциации в образовании // Директор школы. 1994. №5/№6.
23. Селевко Г.К.  Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. Методические рекомендации для учителя. Москва 1996.
24. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП : методический материал / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с. 
25. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение. 2002. – 240 с.
26. Фэрман Р. Die Deutung des Sprechausdrucks / R.Fährmann. – Bonn, 1960. – 56 с.
27. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 1910
28. Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе. // Дидактика средней школы. М., 1982. – 70 с.
29. Tomlinson C. A. Как дифференцировать обучение в смешанных способностях. 2005. 
30. Tomlinson C. A. Дифференцированный класс: реагирование на потребности всех учащихся. Upper Saddle River, NJ: Pearson Education. 2005.
Интернет – источники:
31. Антюшина А.В. Использование дифференцированного подхода в обучении аудированию на иностранном языке // URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=26098  / (дата обращения: 14.10.2021). – Текст электронный. 
32. Исламова Э.М. Трудности при обучении аудированию на занятиях английским языком и пути их преодоления // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-pri-obuchenii-audirovaniyu-na-zanyatiyah-angliyskim-yazykom-i-puti-ih-preodoleniya/viewer / (дата обращения: 25.12.2021). – Текст электронный. 
33. Черпак М. Щас спою: 7 идей для создания song worksheets для урока английского // URL: https://www.teachaholic.pro/shhas-spoyu-7-idej-dlya-sozdaniya-song-worksheets-dlya-uroka-anglijskogo / (дата обращения: 10.01.2022) – Текст электронный.
34.  Яковлева Екатерина. Копилка упражнений по аудированию // URL: https://upwego.ru/listeningbank / (дата обращения: 14.10.2021) – Текст электронный. 
35. Abbas Pourhosein Gilakjani & Narjes Banou Sabouri. Learners’ Listening Comprehension Difficulties in English Language Learning: A Literature Review // URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1101226.pdf / (дта обращения: 14.10.2021) – Текст электронный. 
36. Cathy Weselby. E xamples of How to Differentiate Instruction in the Classroom // URL: https://resilienteducator.com/classroom-resources/examples-of-differentiated-instruction / (дата обращения: 14.10.2021) – Текст электронный. 
37. High impact teaching strategies in action: Differentiated teaching // URL:https://www.education.vic.gov.au/school/teachers/classrooms/Pages/approacheshitsdifferentiation.aspx / (дата обращения: 14.10.2021) – Текст электронный.
38. Marcus Guido. 20 Differentiated Instruction Strategies and Examples // URL: https://www.prodigygame.com/main-en/blog/differentiated-instruction-strategies-examples-download / (дата обращения: 14.10.2021). – Текст электронный.  

 

Устранение этой серьезной трудности аудирования, как считает Н.В. Елухина, может быть осуществлено и при сохранении среднего темпа естественной иноязычной речи. Но должно соблюдаться условие: паузация фраз для облегчения понимания на начальном этапе и на среднем этапе. Эти паузы дают возможность аудитору устранить отставание, не снижая темпа речи и не искажая правильного интонационного рисунка фразы. Разумное применение аудиоматериала способствует тому, что слушатели будут подготовлены к ситуациям реального общения, а также возможные сложности будут устранены [14].
Ко второй группе трудностей относятся особенности дикции, тембра, нарушения артикуляции, возрастные особенности, различные акценты и диалекты. Актуально учитывать и тот факт, чтобы обучаемые должны слушать как мужские, так и женские голоса на иностранном языке. Если они будут слушать только речь своего учителя, то возможна ситуация, когда людей противоположного пола они не смогу