Изучение исторической личности на уроках истории
ВВЕДЕНИЕ
Данное исследование посвящено проблемам, методам, а также приемам изучения школьниками исторической личности на уроках в школе.
Существует немало определение понятия «история», однако, в целом, об истории можно говорить как о необычайно сложном и противоречивом процессе взаимодействия огромной массы людей в какую-то определенную историческую эпоху на конкретном географическом пространстве [1].
Не вызывает сомнения тот факт, что во «взаимодействиях огромной массы людей» обязательно выделяются определенные единичные субъекты, которые эту массу и ведут за собой, влияют на нее, а значит и на историю. Такие люди и являются историческими личностями.
Таким образом, именно непосредственное изучение исторической личности играет огромную роль в преподавании и изучении истории на современном этапе. Данные формат является эффективным средством формирования знаний об исторических событиях у школьника, позволяет лучше осознать значимость влияния личности на исторические процессы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы методики изучения личности на уроках
истории……………………………………………………………………. 7
1.1 Понятие исторической личности……………………………………. 7
1.2 Причины и задачи изучения исторической личности на уроках в
школе…………………………………………………………………. 9
2 Формирование знаний учащихся об исторической личности………… 12
2.1 Общие рекомендации для изучения исторической личности в
школе………………………………………………………………….. 12
2.2 Приемы и методы изучения исторической личности……………… 14
3 Методическая разработка урока с использованием приемов по
изучению личности исторического деятеля…………………………..... 18
Заключение………………………………………………………………….. 24
Список использованных источников……………………………………… 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вагин, А. А. Методика обучения истории в школе / А. А. Вагин. – Москва : Просвещение, 1972. – 351 с.
2. Вернадский, В. Н. Методика преподавания истории в старших классах / В. Н. Вернадский. – Ленинград, 1939. – 263 с.
3. Винокур, Г. О. Биография и культура. Русское сценическое произношение / Г. О. Винокур. – Москва: Русские словари, 1997. – С. 17–23.
4. Гринин, Л. Е. Личность в истории: современные подходы / Л. Е. Гринин // История и современность. – 2011. – №1. – С. 3–40. – ISSN: 1811-7481.
5. Достойные и обидные прозвища правителей Руси, России и СССР // LiveJournal – [сайт]. – URL: https://begamot-74.livejournal.com/31083.html (дата обращения: 12.02.2022).
6. Дружинин, Н. А. Декабрист Никита Муравьев / Н. А. Дружинин. – Москва : Издательство Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1933. – 402 с.
7. Ерохина, М. С. Историческая личность: современная методика изучения / М. С. Ерохина // Метаморфозы истории. – 1997. – №1. – С. 209–213. – ISSN: 2308-6181.
8. Жукова, М. Е. Формирование знаний школьников об исторической личности: На материале курса истории 8-го класса : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (история)» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Жукова Марина Евгеньевна ; Российский государственный педагогический институт имени Герцена. – Санкт-Петербург, 1994. – 194 с. – Библиогр.: 187–194.
9. Запорожец, Н. И. Формирование классового подхода к оценке исторических деятелей / Н. И. Запорожец. – Москва, 1988. – 45 с.
10. Изотов, И. В. Изучения исторических персоналий на уроках отечественной истории / И. В Изотов // Молодой ученый. – 2013. – №9. – С. 315–317. – ISSN 2072-0297.
11. Изучение исторических персоналий на уроках истории // Образовательная социальная сеть. – [сайт]. – URL: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/07/05/izuchenie-istoricheskikh-personaliy-na-urokakh-istorii (дата обращения: 19.11.2022)/
12. Изучение персоналии в процессе исторического познания // Articlekz.com. – [сайт]. – URL: https://articlekz.com/article/5189 (дата обращения: 06.02.2022).
13. Киселева, Н. А. Историческое событие – факт или феномен / Н. А. Киселева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. – №24, Т. 6. – С. 172–181. – ISSN: 1992-6464.
14. Кузык, Б. Н. Том I. Теория и история цивилизаций / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. – Москва : Институт экономических стратегий, 2006. – 768 с. – ISBN 5-93618-101-4.
15. Лейбенгруб, П. С. 0 повторении на уроках истории СССР в 7-10 классах / П. С. Лейбенгруб. – Москва : Просвещение, 1987. – 144 с.
16. Лекция : Роль личности в истории: история и теория вопроса // Соционауки. – [сайт]. – URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/138062/#_ftnref2 (дата обращения: 12.02.2022).
17. Лернер, И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории / И. Я. Лернер. – Москва : Просвещение, 1962. – 191 с.
18. Личность императора Николая I // Histerl : [сайт]. – 2021. – URL: https://histerl.ru/kratkie_kurs/konspekti/nikolai.htm (дата обращения: 16.02.2022).
19. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов : Николаев, 2005. – 76 с. – ISBN 5-94035-206-5.
20. Лукина, М. М. Средства массовой информации в пространстве Интернета /. М. М. Лукина, И.Д. Фомичева. – Москва : Факультет журналистики. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 87 с. – ISBN 5-7776-0068-9.
21. Методические приемы при изучении исторических личностей // Инфоурок. – [сайт]. – URL: https://infourok.ru/metodicheskie-priemi-pri-izuchenii-istoricheskih-lichnostey-1741064.html (дата обращения: 20.11.2019)
22. Нечкина, М. В. Грибоедов и декабристы / М. В. Нечкина // А. С. Грибоедов. — Москва : Издательство Акад. наук СССР, 1946. –С. 77–146. (Лит. наследство; Т. 47/48).
23. Николай I. Его императорское величество по прозвищу Палкин // Старая Казань. – [сайт]. – URL: http://www.iske-kazan.ru/izvestnye-lyudi/213-nikolaj-i-ego-imperatorskoe-velichestvo-po-prozvishchu-palkin (дата обращения:10. 02. 2022).
24. Павлова, Т. А. Кромвель / Т. А. Павлова. – Москва : Молодая гвардия. – 1988. – 352 с.
25. Путинцева, Е. В. Методика изучения исторической личности / Е. В. Путинцева // Открытый урок. – [сайт]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/594166/ (дата обращения: 06.02.2022).
26. Соловьев, В. М. Степан Разин и его соратники / В. М. Соловьев, Е. В. Чистякова. – Москва : Мысль, 1988. – 221 с.
27. Степанищев, А. Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. / А. Т. Степанищев. – Москва : Дидактические материалы, 2001. – ISBN 5-94818-381-4.
28. Степанищев, А. Т. Методический справочник учителя истории / А. Т. Степанищев. – Москва : Владос, 1998. – 85с. – ISBN 5-93898-983-1.
29. Стражев, А. И. Методика преподавания истории : пособие / А.И. Стражев. – Москва: Просвящение. – 1964. – 287.
30. ФГОС Среднее общее образование Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) // ФГОС : [сайт]. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения:10. 02. 2022).
После этого целесообразно подвести итоги и завершить образ исторического деятеля.
2. Особое внимание должно уделяться характеристике деятельности личности в ходе решающих, переломных моментов исторического развития, когда человек осуществляет выбор, повлиявший не только на его судьбу, но и на судьбу людей за которых он был ответственен, на судьбу народов и целых государств. Это позволяет показать учащимся роль ситуаций выбора жизненной позиции человека в истории, а также мотивов этого выбора.
3. Различные точки зрения на характер исторической личности, в то числе данные современниками, позволяют учащемуся самому охарактеризовать ее со своей стороны, принимая, однако, во внимание уже предложенные характеристики. С этой целью учащихся знакомят с мнениями разных историков и современников исторической личности.