Состояние навыков согласования существительных с прилагательными у дошкольников с нарушением речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Речь играет очень важную роль в жизни каждого человека, только с помощью речи люди могут сообщать о своих эмоциях, желаниях, делиться опытом и согласовать действия. Дошкольный возраст является одним из основных периодов в жизни ребёнка, так как именно в этом возрасте происходит становление речи. Формирование грамматического строя речи представляет собой одну из проблем речевого развития дошкольника.
Большое значение имеет овладение ребёнком навыками словоизменения и словообразования. Так как средством общения со взрослыми и сверстниками является речь, важно чтобы речь была морфологически и синтаксически оформлена и понятна собеседнику. Словоизменения, словообразование, типы предложений, все эти грамматические формы у детей с нарушениями речи, формируются в той же последовательности, что и у детей с нормальным развитием, но овладение грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленной темпе усвоения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСОВ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОГЛАСОВАНИЯ СЛОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
Овладение навыками согласования слов дошкольниками с нормальным речевым развитием
Особенности согласования слов у дошкольников с нарушением речи
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ СОГЛАСОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация, база и методики изучения навыков согласования существительных с прилагательными у дошкольников с нарушением речи в контексте оценки их психоречевого развития
2.2. Характеристика навыков согласования существительных с прилагательными у дошкольников с нарушением речи
Список используемой литературы и источников
1. Азизова Н. Р. Формирование и развитие навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи / Н. Р. Азизова, А. М. Даудова, А. М., Е. Н. Иванова // Мир науки, культуры, образования. – 2018. - № 4(71). – С. 297-299. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35576130 (дата обращения: 05.12.2021).
2. Алпатова Н.С. Развитие навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.С. Алпатова, Л.В. Попова, А.С. Селеверстова // THE SCIENTIFIC HERITAGE. – 2021. - №65-4(65). – С. 19-22. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45685515 (дата обращения: 30.04.2022).
4. Баранова Г. А. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня / Г.А. Баранова, Т.В. Бабошкина // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. - 2018. - № 2. - С. 81-88. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35331419 (дата обращения: 05.12.2021).
5. Багичева Н.В. Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий: период дошкольного детства / Н.В. Багачива // Филологический класс. – 2004. - №11. – С. 32-43. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18929870 (дата обращения: 04.02.2022).
6. Бабицина А. В. Особенности словообразовательных компетенций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня / А. В. Бабицина, Л. С. Яговкина // Вестник Курганского государственного университета. - 2018. - №4 (51). – С. 96-98. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38228770 (дата обращения: 18.03.2022).
7. Баль Н. Н. Особенности словообразования сложных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. Н. Баль, М. Г. Рак // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. - 2012. - №1 (34). – С. 63-67.
8. Башмакова С. Б. Проблемы развития грамматического строя у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Б. Башмакова, С. А. Максимова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2015. - №12 (55). – С. 87-93. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29029902 (дата обращения: 20.03.2022).
9. Башмакова С. Б. Особенности нарушений грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Б. Башмакова, С. А. Максимова // Вестник гуманитарного образования. – 2017. - №2. – С. 31-35. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29922500 (дата обращения: 29.11.2021).
10. Баженова Ю. А. Особенности навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю.А. Баженова, Ю.С. Мохова // Вестник Мининского университета. – 2020. - Т. 8. - №2 (31). - С. 7. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42902488 (дата обращения: 30.04.2022).
11. Борисова Е.А. Изучение и развитие словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.А. Борисова, Т.Н. Шевченко // PARADIGMATA POZNANI. – 2015. - №4. – С. 128-132. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25848424 (дата обращения: 30.04.2022).
12. Гаврилова Л. Р. Особенности формирования грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л. Р. Гаврилова, Е. П. Фуреева // The Scientific Heritage. - 2019. - №37-2 (37). – С. 28-31. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-grammaticheskih-kategoriy-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 18.03.2022).
13. Галкина И. А. Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / И. А. Галкина, И. А. Галеева // Педагогические науки. - 2020. - №2 (31). – С. 45-48. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42919291 (дата обращения: 18.03.2022).
14. Глабова Ю.А. Особенности развития грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи / Ю.А. Глабова, Е.Ю. Медведева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - №4. – С. 34. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23939834 (дата обращения: 30.04.2022).
15. Емельянова А. И. Особенности грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А.И. Емельянова, О.Н. Мельникова // Казанская наука. - 2017. - № 11. - С. 158-160. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30762180 (дата обращения: 05.12.2021).
16. Жулина Е. В. К вопросу о нарушениях словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. В. Жулина, А. А. Романова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61-4. – С. 101-103. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36809644 (дата обращения: 18.03.2022).
17. Инденбаум Е. Л. Экспресс – диагностика психоречевого развития дошкольников в подготовительной группе / Е. Л. Инденбаум, И. Ю. Мурашова // Воспитание и обучения детей с нарушениями развития. – 2021. - №7. – С. 62-72.
18. Кот Т. А. Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста / Т.А. Кот // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-2. - С. 211-214. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36510988 (дата обращения: 05.12.2021).
19. Кощеева О.В. Особенности формирования навыков словообразования у детей с тяжёлыми нарушениями речи / О.В. Кощеева // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2017. - №3. – С. 328-335. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32837849 (дата обращения: 30.04.2022).
20. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, И.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
21. Медведева Е. Ю. Особенности работы по обогащению лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушением речи / Е.Ю. Медведева // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3 (7). - С. 21. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22583017 (дата обращения: 29.11.2021).
22. Меженцева Г.Н. Особенности операций словоизменения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Г.Н. Меженцева, Н.В. Мартынова // Мир педагогики и психологии. – 2020. - №1(42). – С. 32-37. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42403143 (дата обращения: 30.04.2022).
23. Постникова Ю.А. Особенности формирования грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи / Ю.А. Постникова, Т.В. Болотова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. - 2019. - № 29. - С. 85-87.- URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37146178 (дата обращения: 17.12.2021).
24. Тенкачева Т. Р. Онтогенез формирования грамматической стороны речи у дошкольников / Т. Р. Тенкачева // Специальное образования. – 2013. - №4. – С. 66 – 71. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21140707 (дата обращения: 05.12.2021).
25. Туманова Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03. / Татьяна Володаровна Туманова. – Москва, 2005. – 48 с.
26. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М.: Альфа, 1993.
27. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : Монография / Т.Б. Филичева. – М., 2000. – 314 с.
28. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Современный подход к проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
1 Московский гуманитарный педагогический институт
Тип: статья в сборнике статей Язык: русский Год издания: 2011
Страницы: 35-45 Источник: Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогические аспекты
Международный сборник научных трудов. Под редакцией С.М. Валявко. Москва, 2011, Издательство: Спутник +
29. Щербак С. Г. Нарушение лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня / С.Г. Щербак, Н.Г. Самохвалова // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 5. - С. 188-190. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29010601 (дата обращения: 05.12.2021).
30. Щадринцева О. В. Особенности формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III-его уровня / О. В. Щадринцева // Челябинский гуманитарий. – 2010. - № 1(10). – С. 120-123. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16390050 (дата обращения: 05.12.2021).
Принципиально новым в этом возрасте являются словоизменения и освоение диалогической формы речи со взрослым.
На четвёртом году жизни зарождается словообразования и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение.
Пятый год жизни – это прежде всего становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словосочетании.
Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развёрнутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, вычленения из речи предложения, слова