Изучение опыта работы социального педагога общеобразовательной организации по социальному воспитанию обучающихся
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особенно остро стоят вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. В России в последние годы прослеживается тенденция увеличения девиантного поведения среди несовершеннолетних. Рост девиаций несовершеннолетних, как правило, свидетельствует о неблагоприятных социальных процессах. Молодое поколение есть и остается социальным резервом общества, но девиантное поведение подрастающего поколения говорит о недостаточности воспитательных мер, а также значительно низкой возможности для обеспечения участия молодежи в общественной жизни.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года ставит перед собой задачу формирования новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой за
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность понятия «социальное воспитание», его содержательная характеристика…………………………………………….…………………........8
1.2. Особенности социального развития современного обучающегося……………………………………………………………………18
1.3. Формы и методы социально-педагогической деятельности по социальному воспитанию обучающихся ……………………………………...26
Выводы по первой главе………………………………………………….39
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2.1. Содержание деятельности МБОУ «Гимназия № 82» ГО г. Уфа Республики Башкортостан ……………………………………………...41
2.2. Анализ опыта работы социального педагога МБОУ «Гимназия № 82» ГО г. Уфа РБ по социальному воспитанию обучающихся……………51
Выводы по второй главе………………………………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...............71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….…………76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамовских, Н.В. Сущность и особенности социально-педагогической деятельности [Текст] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №102. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennosti-sotsialno-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 27.02.2022).
2. Аксютина, З. А. Научно-содержательные характеристики социального воспитания [Текст] / З.А. Аксютина // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-soderzhatelnye-harakteristiki-sotsialnogo-vospitaniya (дата обращения: 29.03.2022).
3. Алиева, Л.В. Общественное воспитание - социальный заказ и объект деятельности современного педагога [Текст] / Л.В. Алиева // Педагогическое искусство. – 2017. – № 2 (2). – С. 94-99.
4. Алмазов, Б.Н., Беляева, М.А. Бессонова, Н.Н. и др. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
5. Ахтян, А.Г., Иванов, А.В., Юрина, С.В. Роль инноваций и традиций в современном социальном воспитании [Текст] / А.Г. Ахтян, А.В. Иванов, С.В. Юрина // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2017. – Т. 16. – № 1 (140). – С. 98-106.
6. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.И. Бим-Бад - М.: Большая рос. энцикл., 2002. – 460 с.
7. Бобылёва, О.А. Ценности социального воспитания в наследии отечественных педагогов начала ХХ века [Текст] // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №2. – С. 204-210.
8. Болдырев, Н. И. Методика воспитательной работы в школе [Текст] / Н.И. Болдырев – М.: Просвещение, 1981. – 223 с.
9. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. [Текст] / ред. А. Ребер. Т.2: П-Я/пер. с англ. Е. Ю. Чеботарева. М.: Вече; АСТ, 2000. – 592 с.
10. Бочарова, В. Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория [Текст] / В.Г. Бочарова – М.: Наука, 2002. – 56 с.
11. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы [Текст] / В.Г. Бочарова - М.: SvR – Аргус, 1994. – 199 с.
В связи с этим представим теоретические положения, которые связаны с формами и методами его работы.
Социально-педагогическую деятельность социальный педагог общеобразовательного учреждения осуществляет по следующим направлениям: профилактическое; коррекционное; охранно-защитное; посредническое. Социальный педагог производит профилактическую работу с учащимися и семьями «группы риска; поддержку и защита законных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе в органах государственной власти; повышение родительской компетентности и информационно-просветительскую работу специалистов в решении проблем детей и семьи; организацию занятости детей и подростков во внеурочное время [36].
Основными положениями теории социализации являются с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта через вхождение в социальную среду, систему социальных связ