Развитие навыков сотрудничества у младших школьников в проектной деятельности
Введение
Навыки сотрудничества – это один из элементов общих навыков, которые необходимы человеку. В годы школьной учебы, в вузе, в дальнейшей профессиональной деятельности, в ежедневных жизненных ситуациях люди сталкиваются с необходимостью тесного взаимодействия для получения общего результата. Особое значение в этом отношении имеет этап перехода ребенка из детского сада в начальную школу. Изменяется его образ жизни и социальное положение. Его основной деятельностью становится учёба. Ребенок входит в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться, взрослеть и осваивать не только знания, но и общественно значимые навыки, в частности, навыки сотрудничества.
На социальном уровне навыки сотрудничества дают ребенку способность создавать баланс между своими потребностями и чужими. Взаимодействие со сверстниками способствует приобретению бесценных социальных навыков, таких как способность к принятию решений, построение отношений на основе доверия и др. Кроме т
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...……4
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития навыков сотрудничества обучающихся начальной школы …………………………………………………8
1.1 Понятия «сотрудничество», «навыки сотрудничества» в психолого-педагогической литературе……………………………………………… ..8
1.2 Проектная деятельность и ее влияние на развитие навыков сотрудничества младших школьников……….………………..…………18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков сотрудничества у младших школьников в проектной деятельности………...27
2.1 Диагностика уровня сформированности навыков сотрудничества у младших школьников……………………………………………………..27
2.2 Разработка содержания и реализация проектов, способствующих развитию навыков сотрудничества у младших школьников …………...38
2.3 Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по развитию навыков сотрудничества………………………………………45
Заключение …………………………………………………………………..…..52
Список используемой литературы ……………………………………………..54
Приложения……………………………………………………………………...60
Список литературы
1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников - М., 1978. Актуальные проблемы методики обучения в начальных классах /под ред. Н.С. Рождественского, Р. А. Фомичевой - М, 1977. Баранов С.П. Сущность процесса обучения - М., 1981.
2. Акимова М.К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения / М.К. Акимова, В.Г. Козлова // Вопросы психологии. 1999 №6. [с.49–56].
3. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. - Екатеринбург, 1993. Т. 3. с. 140
4. Бершадская, Д.С. Педагогическая деятельность и взгляды С.Т.Шацкого. [текст] /Бершадская, Д.С.// - М.: Просвещение, 1973. – c. 210.
5. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова [и др.]. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – c. 416.
6. Вентцель К.Н. К вопросу о детском самоуправлении. - Воронеж: 1-я Сов. тип., 1921.
7. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу. Л., 1989.- c. 331.
8. Витковская И. М.. Обучение младших школьников в совместной деятельности. Псков, 2000- c. 96.
9. Выгодский Л.С. (сост. Леонтьев А.А.) переизд.. - Москва: Наука , 2013. – c. 489.
10. Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – c. 108.
11. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формирование умственных действий / П. Я. Гальперин. – М., 1958. – c. 133.
12. Давыдов В.В. Концепция гуманизации начального образования. “Народное образование”. Москва, Педагогика, 1994.
13. Демидова И.Ф. Психология развития и возрастная психология / И.Ф. Демидова. – Таганрог: ТРТУ, 2013 - с. 261.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой.
По количеству участников проект может быть: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
Индивидуальный проект предусматривает самостоятельную деятельность учащегося. В зависимости от ступени внедрения индивидуальный проект (как и любой другой) может быть реализован:
- в рамках внеурочной деятельности;
- в рамках учебного процесса.
Индивидуальный проект состоит из двух видов деятельности – проектная и исследовательская. Таким образом, он может быть реализован, как в рамках одной из данных видов деятельности, так и в их совокупности.
Парный проект осуществляется парой учеников. В процессе дети приобретают навыки сотрудничества, учатся взаимодействовать вместе на одном пространстве.
Групповая проект представляет собой и