Применение технологии критического мышления на уроках истории
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях.
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни».
В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления (РКМ).
Предлагаемая выпускная квалификационная работа посвящена применению технологии развития критического мышления на уроках истории. Привлекательность данной технологии мы видим в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников, но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» КАК ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 11
1.1 Понятие «педагогическая технология» 11
1.2 Содержание, цели и задачи технологии «Развитие критического мышления» 15
1.3 Приёмы и организация урока с применением технологии «Развития критического мышления» 24
ГЛАВА 2. ПРАВЛЕНИЕ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ШКОЛЬНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 42
2.1 Изучение внутренней и внешней политики России 1741-1761 гг. отечественными историками. 42
2.2. Отражение аспектов внутренней и внешней политики России периода правления Елизаветы Петровны на страницах школьных учебников 59
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ 65
2.1 Структура и особенности организации урока истории с применением технологии «Развития критического мышления» 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
Нормативно – правовые
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации". [электронный ресурс]. –http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (последнее обращение: 30.04.2022).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) [электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ (последнее обращение: 30.04.2022).
3. Концепция преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы (Утверждена решением коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн) [Электронный ресурс].- https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/download/3243/ (последнее обращение:30.04.2022)
4. Примерная рабочая программа основного общего образования «История» (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 27 сентября 2021 г. № 3/21) [электронный ресурс]. – https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-istoriia (последнее обращение: 30.04.2022).
Нарративные
1. История России.8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1/[Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В.Курукин, А. Я. Токорева]; под ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2020. – 111 с.
2. Андреев И.Л. История России: конец XVII-XVIII в. 8 кл.: учебник/И. Л. Андреев, Л. М. Ляшенко, И. В. Амосова, И. А. Артасов, И. Н. Фёдоров.-М.: Дрофа, 2021 – 219 с.
1. Щербатов М.М. О повреждении нравов в России // О повреждении нравов в России Кн. М. Щербатова и «Путешествие» А. Радищева. - М.: «Наука», 1983. – 340с.
2. Полевой Н. Столетие России с 1745 по 1845 гг. - СПб.: Издание П.И. Мартынова, 1845. - 278 с.
3. Вейдемейр А.И. Царствование Елизаветы Петровны. – СПб., 1834. - 286с.
4. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. - М.: «Наука», 1991. - 126 с.
5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех томах. - М.:«Мысль», 1993. - Кн. 3. – с.558
6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М.: Наука, 1964. – Т.23
Литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000. – 624 стр.
2. Аверин А.В. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова, 1998. – 379 с.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. – 318с.
4. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М.: Молодая гвардия, 2002. - 426 с.
5. Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – 192с.
7. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1986. – 234с.
8. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
9. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
10. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.
11. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с.
12. Гальперин Г.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. – М.: Наука, 1964. – 472с.
13. Гершунский Б.С. Философия образования ХХI века. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.
14. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.
15. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002. – 330с.
16. Душина И.В. Методика и технология обучения: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: Издательство Астрель, 2002. – 203с.
17. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.
18. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.
19. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.
20. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 - 72
21. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
22. Зутис Я. Остзейский вопрос в XVIII в. / Я. Зутис. – Рига: 1946. – с. 647.
23. Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М., просвещение, 1968. – 288с.
24. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в.: Опыт целостного анализа. М., 2001. – 567с.
25. Кирикова З.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. – пед. Ун-та, 2000. – 284с.
26. Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. – с. 5 - 13
27. Козлова А. А. Российская императрица Елизавета Петровна в оценках отечественных исследователей.: Монография. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. – 180 с.
28. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128с.
29. Основы критического мышления: междисциплинарная программа: пособие / Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. – М., 1997. – 382 с.
30. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие / И. В. Муштавинская. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: КАРО, 2017. — 144 c. — ISBN 978-5-9925-0903-8. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/97968.html (дата обращения: 06.02.2022).
31. Наумов В. П. Елизавета Петровна.//Вопросы истории. 1993. - № 5.- С. 51-72.
32. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00417-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498859 (дата обращения: 01.05.2022).
33. Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.
34. Елбаева В.В. Развитие критического мышления через организацию самостоятельной работы на уроках истории // Армия и общество. – 2015. – № 2. – С. 106– 110.
35. Исаханова М.Э. Психологические основы формирования критического мышления. // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. №1. – С. 102-108
36. Страхова Н. В., Харитонова Л. А. ФГОС ООО: современный урок истории и обществознания : учебное пособие / Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 166 с.
37. Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории [Текст]: в 2 ч.: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032600 "История" / А. Т. Степанищев. – М.: ВЛАДОС, 2002. - 22 см. - (Учебное пособие для вузов).Ч. 1. - 2002. - 303 с.
38. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студентов вузов / М. Т. Студеникин. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 238 с.
39. Богатенкова Н. В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2001. - 79 с.
Елизавета Петровна сыграла свою, важную роль в истории Российского государства. Она обладала практичным умом, умело руководила своим двором, маневрируя между различными политическими группировками. Внутренняя политика Елизаветы Петровны была направлена на возвращения петровских веяний, в целом этот период считается благоприятным для развития России, как полноценного европейского государства. Внешняя политика связана с участием в русско-шведской войне 1741 - 1743 гг., Семилетней войне в составе коалиции вместе с Австрией, Францией, Испанией, Саксонией и Швецией против Пруссии, Англии и Португалии. Был осуществлён значительный прогресс в культуре и образовании. Что касается личности самой Елизаветы, то её оценка в отечественной историографии построена на основании ярких контрастов. Однако на сегодняшний день Елизавета представляется больше в позитивном ключе, как императрица, которой была не безразлична Россия и её судьба. Время её правления наложило серьёзный отпечаток на историю страны и дало сильный толчок к её будущему развитию.