Применение технологии критического мышления на уроках истории

Дипломная работа, в которой автор максимально подробно раскрывает тему и преследуемую цель - изучение возможности и особенности применения технологии критического мышления на уроках истории (на примере изучения внутренней и внешней политики России в период правления императрицы Елизаветы Петровны). При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы общенаучные и исторические методы исследования. Среди общенаучных использовался метод анализа, который позволил разобрать образ и период правления Елизаветы Петровны на составляющие, позволив отдельно рассмотреть разные черты ее личности, оказывающие влияние на ее правление, а так же рассмотреть период правления Елизаветы Петровны в школьной учебной литературе. С помощью метода синтеза мы смогли соединить разную информацию, полученную из разных исторических источников в целую картину, объединить похожие характеристики из разных трудов в едино складывающийся образ. Метод описания позволил собрать первичную информацию и изложить ее должным образом. Сравнительный метод позволил сопоставить правление Елизаветы Петровны в отечественной исторической науке и школьной историографии.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.09.2022
Объем файла
683 Кб
Количество страниц
71
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях.
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни».
В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления  (РКМ).
Предлагаемая выпускная квалификационная работа посвящена применению технологии развития критического мышления на уроках истории. Привлекательность данной технологии мы видим в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников, но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ» КАК ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 11

1.1 Понятие «педагогическая технология» 11

1.2 Содержание, цели и задачи технологии «Развитие критического мышления» 15

1.3 Приёмы  и организация урока  с применением технологии «Развития критического  мышления» 24

ГЛАВА 2. ПРАВЛЕНИЕ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ И  ШКОЛЬНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 42

2.1 Изучение внутренней и внешней политики России 1741-1761 гг. отечественными историками. 42

2.2. Отражение аспектов внутренней и внешней политики России периода правления Елизаветы Петровны на страницах школьных учебников 59

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» НА УРОКАХ  ИСТОРИИ 65

2.1 Структура и особенности организации урока истории с применением технологии «Развития критического мышления» 65

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ  И  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78

ПРИЛОЖЕНИЯ 83

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ  И  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

Нормативно – правовые

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации". [электронный ресурс]. –http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (последнее обращение: 30.04.2022). 

2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) [электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ (последнее обращение: 30.04.2022).

3. Концепция преподавания учебного  курса «История России» в общеобразовательных организациях РФ,  реализующих  основные общеобразовательные программы (Утверждена решением коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн) [Электронный ресурс].- https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/download/3243/ (последнее обращение:30.04.2022)

4.   Примерная рабочая программа основного общего образования «История» (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 27 сентября 2021 г. № 3/21) [электронный ресурс]. – https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-istoriia (последнее обращение: 30.04.2022).

Нарративные

1. История России.8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1/[Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В.Курукин,  А. Я. Токорева]; под  ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2020. – 111 с.

2. Андреев И.Л. История России: конец XVII-XVIII в. 8  кл.: учебник/И. Л. Андреев,  Л. М. Ляшенко,  И. В. Амосова,  И. А. Артасов,  И. Н. Фёдоров.-М.: Дрофа, 2021 – 219 с.

1. Щербатов М.М. О повреждении нравов в России // О повреждении нравов в России Кн. М. Щербатова и «Путешествие» А. Радищева. - М.: «Наука», 1983. – 340с.

2. Полевой Н. Столетие России с 1745 по 1845 гг. - СПб.: Издание П.И. Мартынова, 1845. - 278 с.

3. Вейдемейр А.И. Царствование Елизаветы Петровны. – СПб., 1834. - 286с.

4. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. - М.: «Наука», 1991. - 126 с.

5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех томах. - М.:«Мысль», 1993. - Кн. 3. – с.558      

6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М.: Наука, 1964. – Т.23

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000. – 624 стр.

2. Аверин А.В. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова, 1998. – 379 с.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. – 318с.

4. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М.: Молодая гвардия, 2002. - 426 с.

5. Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с.

6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – 192с. 

7. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1986. – 234с.

8. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.

9. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

10. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.

11. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с.

12. Гальперин Г.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. – М.: Наука, 1964. – 472с.

13. Гершунский Б.С. Философия образования ХХI века. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.

14. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.

15. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002. – 330с.

16. Душина И.В. Методика и технология обучения: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: Издательство Астрель, 2002. – 203с.

17. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.

18. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.

19. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.

20. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 - 72

21. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.

22. Зутис Я. Остзейский вопрос в XVIII в. / Я. Зутис. – Рига: 1946. – с. 647.

23. Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М., просвещение, 1968. – 288с.

24. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в.: Опыт целостного анализа. М., 2001. – 567с.

25. Кирикова З.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. – пед. Ун-та, 2000. – 284с.

26. Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. – с. 5 - 13

27. Козлова А. А. Российская императрица Елизавета Петровна в оценках отечественных исследователей.: Монография. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. – 180 с.

28. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128с.

29. Основы критического мышления: междисциплинарная программа: пособие  / Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер.  – М., 1997. – 382 с.

30. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие / И. В. Муштавинская. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: КАРО, 2017. — 144 c. — ISBN 978-5-9925-0903-8. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/97968.html (дата обращения: 06.02.2022). 

31. Наумов В. П. Елизавета Петровна.//Вопросы истории. 1993. - № 5.- С. 51-72.

32. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00417-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498859 (дата обращения: 01.05.2022). 

33. Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.

34. Елбаева В.В. Развитие критического мышления через организацию самостоятельной работы на уроках истории // Армия и общество. –  2015. –  № 2. –  С. 106– 110. 

35. Исаханова М.Э. Психологические основы формирования критического мышления. // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. №1. – С. 102-108

36. Страхова Н. В., Харитонова Л. А. ФГОС ООО: современный урок истории и обществознания : учебное пособие / Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 166 с. 

37. Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории [Текст]: в 2 ч.: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032600 "История" / А. Т. Степанищев. – М.: ВЛАДОС, 2002. - 22 см. - (Учебное пособие для вузов).Ч. 1. - 2002. - 303 с.

38. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студентов вузов / М. Т. Студеникин. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 238 с.

39. Богатенкова Н. В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2001. - 79 с. 

Елизавета Петровна сыграла свою, важную роль в истории Российского государства. Она обладала практичным умом, умело руководила своим двором, маневрируя между различными политическими группировками. Внутренняя политика Елизаветы Петровны была направлена на возвращения петровских веяний, в целом этот период считается благоприятным для развития России, как полноценного европейского государства. Внешняя политика связана с участием в русско-шведской войне 1741 - 1743 гг., Семилетней войне в составе коалиции вместе с Австрией, Францией, Испанией, Саксонией и Швецией против Пруссии, Англии и Португалии. Был осуществлён значительный прогресс в культуре и образовании. Что касается личности самой Елизаветы, то её оценка в отечественной историографии построена на основании ярких контрастов. Однако на сегодняшний день Елизавета представляется больше в позитивном ключе, как императрица, которой была не безразлична Россия и её судьба. Время её правления наложило серьёзный отпечаток на историю страны и дало сильный толчок к её будущему развитию.