Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Курсовая работа в которой проведен теоретический анализ понятия внимания, как познавательного процесса, проанализированы возрастные особенности развития внимания в младшем школьном возрасте, охарактеризованы методы и средства развития произвольного внимания у младших школьников с СДВГ
Author image
Iskander
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
21.09.2022
Объем файла
837 Кб
Количество страниц
50
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
600 руб.
750 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Несмотря на достаточную изученность и большое количество работ, проблема внимания и в настоящее время является одной из актуальных проблем психологии, педагогики и психофизиологии. Уровень развития как произвольного, так и непроизвольного внимания определяет эффективность воздействий каких-либо стимулов. Общепризнанно, что внимание является необходимым условием успешного осуществления какой-либо деятельности человека. Развитие внимания является определяющим фактором в усвоении учащимися учебного материала. Внимание – это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста.
Проблемой изучения внимания занимались известные зарубежные и отечественные психологи, педагоги.

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7

1.1. Проблема внимания в психологии 7

1.2. Становление произвольного внимания в младшем школьном возрасте 13

1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с СДВГ 17

Выводы по первой главе 21

Глава 2. Экспериментальное изучение произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 22

2.1 Организация, методы и методики исследования произвольного внимания, учащихся младшего школьного возраста с СДВГ 22

2.2 Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 28

Вывод по 2 главе 32

Глава 3. Методические рекомендации по коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 34

3.1 Научно-методологические подходы к коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 34

3.2 Основные направления, формы, методы психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 40

Выводы по третьей главе 47

Заключение 49

Список использованной литературы 51

Приложение 55

Список использованной литературы
Агеносова Н. Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста. В сб.: «Развитие познавательных процессов». М., «Просвещение», 2011. – 450 с.
А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения – 5-е изд., стер.- М.: Издательство «Ось-89», 2007.- 272 с. (практическая психология), c.33
А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения – 5-е изд., стер.- М.: Издательство «Ось-89», 2007.- 272 с. (практическая психология), c.38
А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения – 5-е изд., стер.- М.: Издательство «Ось-89», 2007.- 272 с. (практическая психология), c.87
Агеносова Н. Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста. В сб.: «Развитие познавательных процессов». М., «Просвещение», 2011. – 450 с.
Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
Внимание, Память, Логика, 6-7 лет, Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., 2015
Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. //Хрестоматия по вниманию. М.: Издательский центр «Академия», 1995. -147 c
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избр. психол. тр. /Под ред. А.И. Подольского. - М., Воронеж: МОДЭК, 1998. - 480 с
Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Советская педагогика, 1938. № 8. С. 136
Заваденко Н. / Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей / Журнал «Школьный психолог» № 4/2000 (1sept.ru)Избранные педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский ; Ред

С возрастом данные симптомы уменьшаются, так как взрослые способны контролировать свое внимание и импульсы. Некоторые специалисты считают наоборот, что данные симптомы являются долговременными. С возрастом импульсивное поведение переходит в невнимательность. С возрастом данный синдром остается, лишь только меняется его характер.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (сокращение СДВГ) – это невралгическое поведенческое расстройство развития, которое еще начинается в детском возрасте. Главными проблемами учащихся с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью являются сложности в обучении, хотя интеллект сохранен. Также, у данных детей наблюдаются сложности в учебном процессе, во взаимодействии со взрослыми, вспыльчивость, а иногда и агрессия. [38]
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается от 15% до 43% современных младших школьников.