Дидактические условия использования электронных средств обучения в начальной школе
Введение
Тема использования электронных средств в обучении детей младшего школьного возраста является актуальной, в связи с тем, что одной из современных задач в Российской Федерации является цифровизация основных образовательных сред – дошкольного, начального, общего, среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования. [1]
Начнем с определения средств обучения. Средства обучения – это материалы, с помощью которых осуществляется обучение детей. Классифицировать данные средства можно на простые и сложные средства. К простым относят словесные (учебники, тексты), простые визуальные (картинки, плакаты, модели). К сложным относят механические визуальные приборы (микроскоп, дидактическое обеспечение – диафильмы, фото, слайды), аудиальные (магнитофон, проигрыватель, радио, записи на дисках), аудиовизуальные (телевизор, телепередачи, видеозаписи) и смешанные (компьютер).
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основания проблемы использования электронных средств обучения в начальной школе…………………………………………...9
Электронные средства обучения как компонент информатизации образования. ……………………………………………………………….9
Дидактические возможности электронных средств обучения ………..14
Необходимые условия эффективного использования электронных средств обучения в начальной школе……………………………………20
Выводы по Главе 1……………………...………………………………………..23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации дидактических условий использования электронных средств обучения в начальной школе….
Констатирующий этап эксперимента…………………………….………..
Формирующий этап эксперимента……………………………………..….
Контрольный этап эксперимента………………………………….……….
Выводы по Главе 2……………………………………………………….………..
Заключение……………………………………………………………………..…..
Список литературы………………………………………………………………26
Приложения…………………………………………………………………….…..
Список литературы
1. Концепция развития цифровой образовательной среды на 2020 г. http://fedproekt.ru/media/documentation/0001/01/03304af4ecc66fb0fbd384003a86 dd4a184e6e71.pdf
2. Варченко В. И. Дидактические условия использования компьютерных технологий в начальной школе, статья, 2008 http://disus.ru/knigi/6070-1-didakticheskie-usloviya-ispolzovaniya-kompyuternih-tehnologiy-nachalnoy-shkole.php
3. Вохменина Е. Ф. Дидактические условия использования электронных средств обучения в образовательном процессе, статья, 2017 https://infourok.ru/didakticheskie-usloviya-ispolzovaniya-elektronnih-sredstv-obucheniya-v-obrazovatelnom-processe-2380669.html
4. Галузо, И.В. Мультимедийные технологии в учебном процессе. – Витебск, 2010.
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.2.2/2.4.1340-03 https://ekosf.ru/wp-content/uploads/2020/06/sanpin_2.2-2.4.1340-03.pdf https://interparta.ru/download/docs/Нормы%20СанПин%20СП%202.4.3648-20%202021.pdf
6. Дидактические условия, необходимые для эффективного использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников// интернет-журнал Инфопедия, 2016 г https://infopedia.su/14x55c9.html
7. Комарова, Н.И. Технические и аудиовизуальные средства обучения / Н.И. Комарова. - М.: МГПУ, 2004. - 246 с.
8. Кочегарова, Л.В. Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация // Эйдос: Интернет-журнал. – 2008. – 2 апреля [Э/р]. – Р/д: http://www.eidos.ru/journal/2008/0402-3.htm
9. Куделко А. С. Дидактические возможности средств информационных и коммуникационных технологий, статья, 2017
10. Новосельцева, О.Н. Возможности применения современных средств мультимедиа в образовательном процессе / О.Н. Новосельцева // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом. - Таганрог: ГОУ НПО ПУ, 2006. - №2. - С 34-38.
11. Осипова С. И., Гафурова Н. В. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 1. — С. 117–124.
12. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.
13. Панюкова С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. — М.: Прогресс, 1998, — 43 с.
14. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты), 2014 https://studref.com/501151/pedagogika/teoriya_i_metodika_informatizatsii_obrazovaniya_psihologo-pedagogicheskiy_i_tehnologicheskiy_aspekty
15. Селиванова Э. Т. Методика обучения основам компьютерного моделирования в педагогическом вузе и школе: Автореф.дисс… кандидата пед.наук. — Новосибирск, 2000, — 27 с
16. Тангиров Х. Э. Методические особенности использования электронных учебных комплексов на уроке математики в школе // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. — Россия, Чита: — 2012. — № 5 (40). — С. 510–514.
17. Туманов, Р.В. Использование компьютерных технологий и телекоммуникационных систем в учебном процессе: проблемы и перспективы / Р.В. Туманов. - Петрозаводск: ПГУ, 2005. - 164 с.
18. Цыбанова А.Г. Факторы, ограничивающие использование инновационных средств в образовательном процессе в современных школах// статья, 2015
19. Шутилов, Ф.В. Современные компьютерные технологии в образовании / Ф.В. Шутилов // Преподаватель 2000. - 2019. - №3. - С. 28-30.
20. Якушина Е.В. Новая информационная среда и интерактивное обучение / Е.В. Якушина // Лицейское и гимназическое образование. - 2000. - №2. - С. 37-39.
Также использование Интернет-ресурсов позволяет учащимся видеть творческие работы учеников из других школ, городов и даже стран и стимулировать на создание собственных творческих работ. [13]
К слову, дистанционное образование получило широкое распространение в последние годы, в виду различных глобальных проблем. Дистанционное образование вызывает противоречивые мнения у педагогов и психологов, но в некоторых ситуациях именно такая форма образования может быть единственно возможной. В настоящее время такая форма обучения может быть как и отделенной от очной формы, так и быть ее дополнением.
Положительный эффект от использования электронных средств в обучении школьников огромен, но в этом существует и обратная сторона – негативная.