Методика коррекции физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста с нарушениями осанки

Дипломная работа, идея которой заключается в расширении знаний об использовании средств и методов адаптивного физического воспитания для коррекции нарушений осанки у детей школьного возраста в общеобразовательных учреждениях. В ходе исследования разработана методика формирования правильной осанки, а также комплексы физических упражнений, направленные на коррекцию физического развития и физической подготовленности детей, имеющих нарушения осанки в общеобразовательных учреждениях на урочных и внеурочных формах занятий.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
20.09.2022
Объем файла
328 Кб
Количество страниц
61
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность. Роль позвоночного столба заключается, в основном, в создании опоры для всего тела человека, также он является хранилищем для спинного мозга и его элементов. По данным ряда авторов, сохранность позвоночника обеспечивает нормальное функционирование нервных связей, осуществляемых спинным мозгом, нарушение которых зачастую возникает при заболеваниях и повреждениях позвоночника (Г.С. Юмашев, С.З. Горшков, Л.Л. Силин, 1990).
При возникновении нарушений осанки страдает весь организм. В первую очередь это сказывается на корешках спинного мозга и соответственно на функционировании органов, которыми они управляют.
По данным научно- исследовательского института детской ортопедии им. Г.И. Турнера в России нарушения осанки выявлены у 60-80% детей. Однако несмотря на сложившуюся ситуацию, с данными дефектами можно и нужно работать. Н.Ю.

Содержание
Введение……………………………………………………………………………..4
Глава I. Обзор литературных источников по теме исследования……..........6
1.1.Виды нарушений осанки, причины их возникновения и влияние на функциональные системы организма детей школьного возраста………….........6
1.2.Современные средства и методы адаптивного физического воспитания, используемые на занятиях с детьми с нарушениями осанки……………….................................................................................................18
1.3.Постановка научной проблемы………………………………………...27
Глава II. Методологические основы научного исследования………….......29
2.1.Объект, предмет, цель, гипотеза научного исследования……………29
2.2.Задачи и методы исследования………………………………………...29
2.3. Организация исследования…………………………………………….33
Глава III. Результаты констатирующего педагогического эксперимента и их обсуждение……………………………………………………………………..35
3.1.Содержание экспериментальной методики…………………………...35
3.2.Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение……….42
Выводы…………………………………………………………………………….51
Практические рекомендации…………………………………………………...55
Список литературы…………………………………………………………........57
Приложения:………………………………………………………………………62
Приложение 1. Тематическое планирование урочных занятий………………..62
Приложение 2. План- конспект урочного занятия в экспериментальной группе……………………………………………………………………………….63
Приложение 3. Тематическое планирование внеурочных занятий…………...65
Приложение 4. План- конспект внеурочного занятия в экспериментальной группе………………………………………………………………………………66
Приложение 5. Комплекс упражнений №1…………………………………......68
Приложение 6. Комплекс упражнений №2…………………………………......70
Приложение 7. Комплекс упражнений №3…………………………………........71
Приложение 8. Комплекс упражнений №4………………………………………72
Приложение 9. Комплекс упражнений №5…………………………………........74

Список литературы
1. Анфилатова, О.В. Методика коррекции сколиоза у детей младшего школьного возраста на занятиях по плаванию/ О.В. Анфилатова, Г.В. Ковязина// Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практика: научные труды участников Всероссийской научно- практической конференции. - Уфа: 2016.- С.13-18.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин. – М.: «Физкультура и спорт», 1978. – С.35-45.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – С.158-170.
4. Бахарев, Ю.А. Рукопашный бой как средство коррекции нарушений осанки и развития физической подготовленности детей младшего школьного возраста [Текст] / Ю.А. Бахарев // Адаптивная физическая культура. – 2017. - №1(69). – С.23-25.
5. Бикрева, Т.Ю. Воспитание правильной осанки и ее коррекция средствами адаптивной физической культуры [Текст] / Т.Ю. Бикрева // Материалы Международной научно- практической конференции. Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и адаптивного спорта: образование, наука, практика, перспективы развития. – Стерлитамак: 2016. – С. 20-22.
6.  Волков, М.В. Детская ортопедия [Текст] / М.В. Волков, В.Д. Дедова. – М.: Медицина, 1980. – С. 31-47.
7. Дудник, Н.Ю. Адаптивное плавание при нарушении осанки и коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Ю. Дудник // Материалы международной научно- практической конференции. Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и адаптивного спорта: образование, наука, практика, перспективы развития. – Стерлитамак: 2016. – С. 98-101.
8.  Епифанов, В.А. Лечебная физкультура и врачебный контроль [Текст] / В.А. Епифанов, Г.Л. Апанасенко. – М.: Медицина, 1990. – С. 207-216. 
           9. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура [Текст] / В.А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – С. 357-372.
10. Епифанов, В.А. Восстановительное лечение при заболеваниях и повреждениях позвоночника [Текст] / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов, А.Н. Баринов. – М.: МЕДпресс-информ, 2016. – С. 10-19.
11. Железняк, Ю.Д. Основы научно- методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 55-75, 141-150.
12. Жуков, М.Н. Подвижные игры [Текст] / М.Н. Жуков. –М.: Издательство «Академия», 2000.-С.35-38.
13. Кавалерский, Г.М. Травмотология и ортопедия [Текст] / Г.М. Кавалерский, Л.Л. Силин, А.В. Гаркави. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - С. 552-559.
14. Каптелин, А.Ф. Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно- двигательного аппарата [Текст] / А.Ф. Каптелин. – М.: Медицина, 1969. – С. 110-115.
15. Кирюхина, Е.В. Взаимодействие семьи и детского сада в формировании правильной осанки у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Кирюхина // Сборник трудов всероссийской с международным участием научно- практической конференции. Современные проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста: перспективы и пути решения. – Волгоград: 2015.- С. 7-9.
16. Киселев, Д.А. Результаты применения метода кинезиотейпирования при сколиозе [Текст] / Д.А. Киселев, В.В. Губанов, О.А. Лайшева, В.Ю. Левков // Спортивная медицина. – 2016. – №10. – С. 35-53.
17. Котешева, И.А. Сколиоз позвоночника. Лечение и профилактика [Текст] / И.А. Котешева. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – C. 38-40.
18. Кротова, В.Ю. Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей 5-7 лет: сотрудничество родителей и педагогов [Текст] / В.Ю. Кротова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. - №3. – С.57-59.
19. Лях, В.И. Физическая культура [Текст] / В.И. Лях, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон. – М.: Издательство Просвещение, 2001. – С. 75-90.
20. Лях, В.И. Физическая культура. Методические рекомендации. 1-4 классы [Текст] / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2013.-С.132-137.
21. Максимова, С.Ю. Методика адаптивного физического воспитания детей 5-6 лет с нарушениями опорно- двигательного аппарата на основе дифференцированного подхода [Текст] / С.Ю. Максимова, З.С. Цыценко // Наука и спорт: современные тенденции. – 2015. – №1 (6). – С. 46-50.
22. Мельникова, И.А. Коррекция нарушений осанки у детей методом лечебной верховой езды[Текст] / И.А. Мельникова// EquineManagement - журнал о конном спорте и иппологии. – 2015. - №1. – С.27-29.
23. Милюкова, И.В. Лечебная физкультура: Новейший справочник [Текст] / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова. – СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003. – С.82-137.
24. Мясников, Ю.С. Интегральная оценка донозологического адаптивного состояния индивида с помощью классических и компьютерных технологий [Текст]/ Ю.С. Мясников, А.П. Спицин, В.А. Оборин. – Киров: Издательство ВятГГУ, 2010. – С. 10-17.
25. Нагаева, Т.А. Физическое развитие детей и подростков [Текст]/ Т.А. Нагаева. – Томск: Издательство Сибирского государственного медицинского университета, 2011. – С. 5-15.
26. Пестрикова, И.Г. Средства физической культуры, необходимые для укрепления здоровья детей дошкольного возраста с нарушениями опорно- двигательного аппарата [Текст] / И.Г. Пестрикова, Е.Е. Зинченко, Л.А. Фоменко // Сборник трудов всероссийской с международным участием научно- практической конференции. Современные проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста: перспективы и пути решения. – Волгоград: 2015.- С. 1-3.
27. Пешкова, О.В. Физическая реабилитация при нарушениях осанки и плоскостопия [Текст] / О.В. Пешкова, Е.Н. Мятыга, Е.В. Бисмак. – Харьков.: СПДФЛ Бровин А.В., 2012. – С. 3-6.
28. Поликарпова, О.А. Профилактика нарушений осанки средствами гимнастики у детей младшего школьного возраста на основе индивидуального подхода: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук: 13.00.04/ НГУ им. Лесгафта. - СПб., 2007.- 24
29. Поляев, Б.А. Внедрение системы оздоровительных мероприятий по коррекции нарушений осанки на уроках физической культуры: методические рекомендации [Текст] / Б.А. Поляев, Т.В. Тимофеева, Г.Е. Иванова, Н.В. Гогитидзе, Л.В. Акашкина, С.Н. Кузьмина, Н.В. Воронина, И.Т. Выходец, В.В. Кармазин. – М.:2010. – С. 4-11; 55-60.
30. Пономаренко, Г.Н. Физическая и реабилитационная медицина. Национальное руководство [Текст] / Г.Н. Пономаренко. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР- Медиа», 2016. – С. 325-350. 
31. Спирин, В.К. Диагностика функциональных нарушений осанки на основе показателей силовой выносливости мышц по обе стороны позвоночного столба [Текст] / В.К. Спирин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. - №4. – С. 149-152.
32. Федорова,Т.Н. Методика корригирующей гимнастики при нарушених осанки у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.Н. Федорова, Е.А. Черноморова // Адаптивная физическая культура. – 2016. – №4(68). -  С.35-37.
33.  Фонарев, М.И. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей [Текст] / М.И. Фонарев, И.Д. Ловейко. – Л.: Медицина, 1988. – С. 55-59.
34. Фридланд, М.О. Ортопедия [Текст] / М.О. Фридланд. – М.: Медицина, 1978. – С. 55-57.
35. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.:ACADEMA, 2003. – С. 54-60.
36. Юмашев, Г.С. Травматология и ортопедия [Текст] / Г.С. Юмашев, С.З. Горшков, Л.Л. Силин. - М.: Медицина, 1990. - С. 134- 150.

 

Оздоровительные системы и технологи включают в себя упражнения с ярко выраженным оздоровительным воздействием, такие как дыхательная гимнастика, мелкомоторная гимнастика, релаксация.
Для реализации оздоровительных программ используется дифференцированный подход на занятиях физической культурой.
Ряд авторов считают необходимым повышать функциональные возможности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе осанки, путем использования специальных оздоровительных технологий (И.Г. Пестрикова, Е.Е. Зинченко, Л.А. Фоменко (2015)).
К средствам специальных оздоровительных технологий относят аэробику, точечный массаж, силовые упражнения, движения стретчинга, дыхательные упражнения, суставную гимнастику, фитболгимнастику.
Особое внимание авторы обращают на силовые упражнения в сочетании с фитболгимнастикой. Силовые упражнения при коррекции имеющихся отклонений в большинстве случаев выполняются без отягощения и носят локальный характер.