Проектная деятельность как условие формирования компетенции школьников
Введение
Особенность развития общества и связанный с ним научно-технический прогресс, обусловили модернизацию современного образования. В настоящее время на рынке труда востребована личность – специалист-выпускник – корректировать свою деятельность, добывать и применять знания в процессе производства, способный сотрудничать, обмениваться опытом в мультикультурной среде, принимать решения. Решение данной проблемы связано с внедрением и развитием многостороннего образования, и прежде всего с внедрением и освоением новых педагогических методов и технологий. Таким вариантом является метод проектов. Этот метод получил своё развитие в начале прошлого века. Его называли методом проблем.
Суть проектной деятельности заключается в способе и особенностях организации учебного процесса, направленного на достижение определенных целей в процессе взаимодействии учащихся и педагога в ходе поэтапной практической коллективной деятельности.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. История зарождения и развития проектной деятельности 4
Глава 2. Понятие метода проектов 7
2.1 Сущность и особенности проектного обучения 7
2.2. Классификация проектов 8
Глава 3. Методологические основы проектной деятельности 11
Глава 4. Формирование проектной компетенции школьников 17
Глава 5. Проблемы внедрения проектной деятельности в школьное образование 20
Заключение 23
Список использованных источников 24
Список использованных источников
1. Нолл, М. Европа – не Америка. Происхождение метода проекта в педагогике, 1702–1875 гг. // Педагогическое Рундшау. – 1991. – № 44. – С. 41–58.
2. Поддубский, В. Проектное обучение: 300-летний путь / В. Поддубский // Минская школа сегодня. – 2008. — № 1. — С. 16–25.
3. Нолл, М. Метод проектов, его генезис и рецепция: к 75-летию эссе Уильяма Х. Килпатрика Педагогика и школьная повседневность, 1993 - с. 48, 338-351.
4. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н. В. Матяш. — М.: Академия, 2014. – 160 с.
5. Козелецкий, Ю. Человек многомерный / Ю. Козелецкий ;пер. с пол. - Киев : Лыбидь, 1991 - 285 с.
6. Самойленко, Н.Б. Применение метода проектов при изучении предметов гуманитарного цикла / Н.Б. Самойленко // Вестник МГЛУ. – 2011. – № 1. – С. 141–150.
7. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.
8. Полат, Э.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2005. С. 272.
9. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях вузовского образования: учебное пособие. Челябинск, 2013. С. 196.
10.Колесникова, И.А., Горчакова-Сибирская, М.П. Педагогическое проектирование : учеб. пособие / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М. : Академия, 2008. – 288 с.
11. Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В., Петров, А.Е. ; под ред. Е. С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005.
12. Щербакова, С.Г. Метод проектов и его место в современной методике [Электронный ресурс]. https://ped-kopilka.ru/pedagogika/metodika/metod-proektov-i-ego-mesto-v-sovremenoi-metodike.html.
13. Шарипов, Ф.В. Технология проектного обучения [Электронный ресурс]. file:///C:/Users/XTreme.ws/Downloads/tehnologiya-proektnogo-obucheniya.pdf
https://sch842zg.mskobr.ru/files/metodicheskie_rekomendacii_proekty.pdf
14. Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. - М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2009. – 68 с.
15.Жилина, Т.Н., Проектная деятельность по географии в школе: методическое пособие / под ред. Т.Н. Жилина. – Томск, ???? 2017. – 151с.
16. Ваганова, О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.
17. Кутепов, М.М. Реализация проекта сдачи нормативов ГТО в вузе/В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. г.Саратов, 2015. С. 36-39.
18. Ваганова, О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 14.
19. Варковецкая, Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалав- ров профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.
20. Кутепова, Л.И., Паршакова А.М. Современные компьютерные технологии в проектировании линейных сооружений и инженерных изысканиях/ В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 24-27.
21. Репина, Р.В., Хижная А.В. Значение сертификации систем менеджмента качества в высшем учебном заведении//В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической кон- ференции. Нижегородский государственный педагоги- ческий университет им. К. Минина. 2015. С. 99-101.
22. Хижная, А.В. Педагогические условия подготовки аспирантов в системе дополнительного образования по направлению «Преподаватель высшей школы»: автореф. дис. канд. пед.наук/А.В.Хижная; Нижегород. гос. пед. унт. Н.Новгород, 2005. -19 с.
23. Шкунова, А.А., Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 163-167.
24. Маркова, С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2016. №1-1 (13). С. 23.
25. Крылышкова, Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в об- ласти ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарно- го института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.
26. Ваганова, О.И., Хижная А.В. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle//Общество: социология, психология, педаго- гика. -2016. -№ 1. -С. 93-94.
27. Горбунова, Н.В. Проектная деятельность и проектные методы в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 112-116.
28. Белов , И.П. Проектная деятельность в современном образовании /И.П. Белов, Т.Г. Белова, С.В. Анникова // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы X Международной научно-практической конференции /под редакцией Г.Г. Бубнова, Е.В. Плужника, В.И. Солдаткина. 2015. С. 31-34.
29. https://ped.bobrodobro.ru/29158
30. Маркхэм, Т. (2011). Обучение на основе проектов. Учитель библиотекарь, 39(2), 38–42.
31. Келлер, Б. (2007). Нет простого проекта. Неделя образования, 27 (4), 21–23.
32.Митчелл, С., Фулджер, Т.С., Ветцель, К., и Ратки, К. (2009). Согласованный проектный подход: обучение на основе проектов без отказа от стандартов. Журнал дошкольного образования, 36 (40), 339–346.
33.Шмелева, Ж.Н. Целесообразность имплементации стандарта ENQA по студентоцентрированному обучению при изучении иностранного языка / Ж.Н. Шмелева, С.А. Капсаргина //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 3. С. 111-126.
34. Кисель, О.В., Дубских А.И., Бутова А.В. Преимущества применения студент-центрированного подхода в высшей школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 97-100.
35.Шмелева, Ж.Н. Социализация студентов КрасГАУ посредством изучения английского языка / Ж.Н. Шмелева // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. Отв.: Е.И. Сорокатая, А.А. Кондрашев. 2015. С. 229-231.
36. Цветкова, И.В. Оценка учителями организационного климата в школе // Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 38-41.
Исаева, Н. В. Деловая игра как средство активизации познавательной активности и способ формирования профессиональных компетенций студентов / Н. В. Исаева // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2017. – Вып. 11. – № 3. – С. 56–63
Шамшина, И. Г.. Содержание и структура проектной деятельности в учебном процессе высшего учебного заведения / И. Г. Шамшина // Междунар. науч.-исследовательский журнал – 2022. – № 3-3 (117). – С. 117–121.
Уракова, Е. А. Развитие и применение проектного подхода в профессиональном образовании в России и за рубежом / Е. А. Уракова, Н. В. Быстрова, Н. А. Захарова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68 (4). – С. 227–229.].
Замятина, О. М. Этапы становления проектной деятельности в зарубежной и российской школе / О. М. Замятина, Т. В. Кузнецова, П. И. Мозгалева // Высшее образование сегодня. – 2015. – №10. – С. 65–67,
Пеньковских, Е. А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике / Е. А. Пеньковских // Вопросы образования. – 2010. – № 4. – С. 307–319.
Исследовательские проекты имеют четкую структуру: актуальность, цель и соответствующие задачи для достижения данной цели, прописывается гипотеза, которая требует проверки на истинность, обсуждение результатов исследования. В работе применяются методы современной науки, наиболее распространены такие как метод сравнительных характеристик, анализа и синтеза, моделирования, лабораторный эксперимент, социологический опрос и другие. Этот тип проектов является одной из распространенных форм учебных проектов.
Творческие проекты как правило не имеют четкую структуру как предыдущие, однако учитывают запросы потребителя (потребности), включают анализ объектов проекта, перечень требований к объектам проекта, содержат варианты проекта, их анализ и выборочное планирование, изготовление с последующей оценкой.