Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр
ВВЕДЕНИЕ
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАНЕЕГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………6
Психолого – педагогические особенности развития детей раннего возраста ………………………………………………………………………..6
Понятие «сенсорное развитие» и его сущность…………………………….9
. Методы и средства сенсорного развития детей раннего возраста ……...12
Выводы по первой главе ………………………………………………………..16
Глава II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………… ……………………..…17
2.1. Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста ………………………………………....17
2.2. Использование дидактических игр в сенсорном развитии раннего возраста в условиях ДОУ ……………………………………………………… 24
Выводы по второй главе ………………………………………………………..34
Глава III.ДИАГНОСТИКА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 3 ГОДА ЖИЗНИ..................................................................................................................36
3.1. Задачи и методика проведения ...................................................................43
3.2. Анализ результатов диагностического этапа исследования ...................48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………57
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст]: Учеб, пособие / В.П. Арсентьева – М.: ФОРУМ, 2019.-С.100-109
2.Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей [Текст]: Учеб, пособие /
Т.В.Башаева – М: Просвещение, 2015. – 80 с.
3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца: Пер. с англ. А.Б. Леоновой. – 2 – е изд. – М.: Прогресс, 2018. - 319 с.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для
воспитателей детского сада. – 2-е изд., дораб. / А.К. Бондаренко. – М.:
Просвещение, 2019. – 169с.
5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6
лет [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г.
Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 2017.- С.3-5
6. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников [Текст]: Книга для воспитателей детского сада
Л.А. Венгер. - М.: 2016. – 109с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]: / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2018. – 859с.
8. Даутова, В.Х Сенсорное развитие детей младшего дошкольного
возраста средствами дидактических игр [Электронный ресурс] / Проект
младшая группа - Режим доступа- http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitierechi/rukovodstvo-protsessom-formirovaniya-struktury-slozhnykh-predlozheniy-v-0- Заголовок с экрана
9. Дидактические игры одно из средств умственного воспитания детей
младшей группы [Электронный ресурс] - Режим доступа- http://centrzdorovjay.edusite.ru/DswMedia/didakticheskieigryi.pdf - Заголовок с экрана 44
10. Дошкольное образование. Словарь терминов [Текст]: Дошкольное
воспитание и развитие / Н.А Виноградова – М.: Айрис-пресс, 2017.- С.77-289
11. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст]: книга
для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2019. –
98с.
12. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы [Электронный ресурс]:
Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - Режим доступа - http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html- Заголовок с экрана
13. Методические рекомендации для родителей воспитанников дошкольного возраста "Сенсорное воспитание» [Электронный ресурс] / Методическая разработка - Режим доступа - sad/materialy-dlya-roditeley/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-roditeleyvospitannikov - Заголовок с экрана
14. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]:
пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ГНОМ и Д, 2018. – 96 с.
15 Мухина, В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология.
[Текст]: Учёное пособие для студентов пед. институтов / В.С. Мухина, Л.А.
Венгер.- 2-ое изд. перераб. и доп.-М.: Просвещение, 2018 - C.221-235.
16. Никитин, Б.П. Развивающие игры. [Текст]: Учебное пособие / Б.П.
Никитин – 5-ое изд. допол. - М.: Знание, 2019 – 39с.
17. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [Текст]: Учебное
пособие / Э.Г. Пилюгина.- М.: Политиздат, 2017. – 198с.
18. Плеханов, А. Теория и практика Марии Монтессори [Текст]: / А.
Плеханов // Журнал Дошкольное воспитание. – 2019.-№10. – с. 66 – 70.
19. Поздоровкина, Н.В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного
возраста средствами дидактических игр [Электронный ресурс] / работа с
дошкольниками. - Режим доступа- http://nsportal.ru/detskiisad/raznoe/sensornoe razvitie-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami – didakticheskih
Заголовок с экрана
20. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие
цвета, формы, величины у детей раннего возраста [Текст]: Книга для
воспитателей детского сада и родителей / Э.Г. Пилюгина, - М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 2020. – 135с.
21. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика [Текст]: Конспект лекций /
Н.О. Пичугина, Г.А. Айдашева, С.В. Ассаулова.- Ростов н/Д: Феникс, 2016.
С.277- 346.
22. Подъякова Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Ф.С. Сохиной, Н.Н. Подьяковой. - М.: Просвещение, 2019.- С.6-9
23. Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста в
дидактических играх в условиях ДОУ [Электронный ресурс]: работа с
дошкольниками. - Режим доступа- http://webspier.ru/doc/879654- Заголовок с
экрана.
24. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и
воспитания дошкольника [Текст] / А.П. Усова //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2016.
25. Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей [Текст]: сост. Предисловия Л.В. Волубцева. – М.: Карапуз, 2019.
26. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)
[Текст]: Учебное пособие / Е.А. Янушко.- М.:Мозаика-Синтез,
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких -детей посредством активной интересной для них деятельности отличительная особенность дидактических игр [20].
Автором одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания был Фридрих Фребель [21]. Именно он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду по восприятию.