Влияние игры "Бочча" на развитие двигательных функций детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
ВВЕДЕНИЕ
Число детей с проблемами опорно-двигательного аппарата за последние годы растет. Как правило, нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) у них протекают с соматическими и психофизиологическими проблемами. Для детей из данной группы характерны различные заболевания позвоночника, суставов, мышц, нервов, чаще всего – это дети с повреждением центральной и периферической нервной системы. Дети, которые имеют ограничения по состоянию здоровья, особенно с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА), требуют пристального, неослабного внимания.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ГЛАВЫ 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . 5
1.1. Этиология, патогенетические механизмы возникновения, виды, причины нарушений опорно - двигательного аппарата, формы и классификация детского церебрального паралича. . . 5
1.2. Специфика физического воспитания и особенности развития двигательных функций детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2 ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
2.1. Цели и задачи исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
2.2. Методы исследования: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . 33
2.2.1. Анализ данных научно-методической литературы . . . . 33
2.2.2. Педагогическое наблюдение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
2.2.2. Педагогический эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2.3. Педагогическое тестирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2.4. Методы статистического анализа данных . . . . . . .. . . . . 35
2.3. Организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
3 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
3.1. Обоснование средств спортивной игры бочча на повышение уровня развития двигательных функций детей с нарушением опорно-двигательного аппарата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
3.2. Изучение влияния средств спортивной игры бочча на развитие двигательных функций детей c нарушением опорно-двигательного аппарата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
ВЫВОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов А.А., Яковлева Т. В., Альбицкий В. Ю. [и др.] // Вопр. соврем. педиатрии. - 2008. -Т. 7. - № 4. - С. 6- 8.
2. Банди А., Лейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция. Теория и практика. М.: Теревинф, 2018. - 768 с.
3. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура: Учебник / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта, 2011. - 424 c.
4. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник / В.А. Епифанов. - М.: Медицина, 2004. - 304 c.
5. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебник для медицинских училищ и колледжей / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 528 c.
6. Клочкова Е. В. Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. - М.: Теревинф, 2014. - 288 с.
7. Козырева, О.В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия: Учебный словарь-справочник / О.В. Козырева. - М.: Сов. спорт, 2010. - 280 c.
8. Козырева, О.В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия. Учебный словарь-справочник. / О.В. Козырева, А.А. Иванов. - М.: Советский спорт, 2010. - 280 c.
9. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192с.
10. желудочно-желудочно-кишечного
11. Маргазин, В.А. Лечебная физическая культура (ЛФК) при заболеваниях тракта и нарушениях обмена / В.А. Маргазин. - СПб.: СпецЛит, 2016. - 112 c.
12. Маргазин В.А. Лечебная физическая культура (ЛФК) при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем / В.А. Маргазин. - СПб.: СпецЛит, 2015. - 234 c.
13. Немкова С.А. и др. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учеб. -метод, пособие / М-во здравоохранения и соц. развития Российской Федерации, Науч. центр здоровья детей РАМН, Российский нац. исслед. мед. ун-т им. Н.И. Пирогова; - М.: Союз педиатров России, 2012. - 60 с.
14. Онегин Е. В. Детские церебральные параличи (Практическое пособие для врачей). - Гродно: ГрГМУ, 2006. - 38 с.
15. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник. / С.Н. Попов, Н.М. Валеев и др. - М.: Советский спорт, 2014. - 416 c.
16. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 416 c.
17. Семёнова Е.В., Клочкова Е.В., Коршикова-Морозова А.Е., Трухачёва А.В., Заблоцкис Е.Ю. - М.: Лепта Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам / Книга, 2018. - 584 с.
18. Смирнова И. А. «Специальное образование дошкольников с ДЦП». Учебно-методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
19. Филиппович В.И. «Возрастные особенности формирования двигательных навыков у подростков» Л., 2002. - 213с.
20. Фомин, Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие /Н.А.Фомин, Филин В.П. - М.: Академия, 2003. -75с.
21. Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие: кн. Для родителей / Нэнси Р. Финни; под ред. Е.Ф. Клочковой; перевод с англ. Ю.В. Липес, А.В. Снеговой. - 4е изд. - М.: Теревинф, 2014. - 336с. - (Серия «Особый ребенок»).
22. Харре Д. Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 117с.
23. Холодов, Ж. К. - Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 480с.
24. Шапкова Л.В. «Частные методики Адаптивной физической культуры» М.; советский спорт, 2007. - 389с.
Прогноз двигательного развития зависит от степени тяжести гемипареза, но в большинстве случаев при своевременно начатом и адекватном лечении он благоприятный. Практически все больные ходят самостоятельно. Возможность самообслуживания зависит от степени поражения руки. Социальная адаптация ребенка в большей мере определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями и наличием расстройства поведения.
В нашей работе мы будем пользоваться Международной классификацией ДЦП как наиболее употребляемой в научной литературе. При установлении диагноза конкретной формы ДЦП учитываются как клинические данные, так и медицинский анамнез, данные нейровизуализационных исследований. Ниже приводится краткое описание клинической картины ДЦП при различных формах.