Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерипии
ВВЕДЕНИЕ
Успешность в разных сферах жизни, в особенности в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью регулирования своими эмоциями и чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом». Развитие эмоционального интеллекта влияет на становление личности в период дошкольного детства, обеспечивает продуктивное общение, познание социальных явлений и в целом является условием социализации дошкольника.
Проблема развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста определяется, факторами современной социокультурной ситуации общественного развития в эпоху культурной революции. В настоящее время как показывает статистика страдает социально – коммуникативное развитие детей больше, чем в прежние годы. Причиной таких проявлений служит ряд факторов:
- Алексетимия – трудности осознания, определения и адекватного вербального выражения своих переживаний, повышающие риск возникновения психосоматических расстройств у детей и взрослых.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
1.1. Теоретический анализ проблемы развития эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологической науке…......8
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
1.3. Влияние средств сказкотерапии на развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Теоретический анализ психологических условий развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии
Выводы по первой главе………… ………………………………………..
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
2.1. Организация и результаты констатирующего этапа экспериментального исследования….……………………………………
2.2. Реализация программы по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии «Протяни сказке рука»……………………………………………………..
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы..
Выводы по второй главе……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алпатов, В. М. История лингвистических учений [Текст]: Учебное пособие 4-е изд., испр. и доп. / В.иМ. Алпатов. - М. : Издательский дом: Языки славянской культуры, 2005. - 368 с.
Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта /И. Н. Андреева//-СПб. : БХВ-Петербург, 2012. - 288 с.
Андреева И. Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» /Андреева И. Н // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83–95.
Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С.57 – 65. 4.
Андреева, И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Психологический журнал. – 2008. – № 1. – С. 39 – 43.
Бреслав, Г.М. Психология эмоций. / Г.М. Бреслав. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.
Батурина, Г. И. Народная педагогика в современной учебно- воспитательном процессе [Текст] : Пособие для педагога / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - М. : Школьная пресса, 2003. - 144 с.
Бердникова Ю. Мир ребёнка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка [Текст] / Ю. Бердникова. - СПб. : 2007. - 168 с.
Большунова, Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании [Текст] / Н. Я. Большунова // Вопросы психологии. - 2004. - № 4. - С.13-26.
Буренина, И. А. Театр всевозможного: От игры до спектакля [Текст]. Выпуск 1 / И.А. Буренина.– СПб. : Музыкальная палитра, 2002. – 114 с.
Берулава Г.А. Психологические основы развития личности / Г. А. Берулава. - Москва : Изд-во Ун-та Российской акад. образования, 2009. - 175
Вайнер, М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников [Текст] / М. В. Вайнер. - М. : 2006. -245 с.
Веккер, Л. М. Психические процессы: [В 3-х т.]. Т. 3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание [Текст] / Л.М. Веккер. - Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1981. - 326 с.
Вилюнас, В. К. Психология и механизм биологической мотивации [Текст] М
Весь предшествующий ход эмоционального развития определяет становление основного механизма эмоциональной регуляции - эмоциональной коррекции поведения ребенка.
Эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста характеризуется следующими особенностями:
формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний;
ведущий тип восприятия эмоций - аналитико-синтетическое - способность выделять элементы экспрессии и обобщать их;
способность регулировать эмоции;
дети способны не только выражать собственные эмоции, но и распознавать эмоциональные состояния других людей;
формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические;