Приемы мотивации учащихся при изучении математики в основной школе
Введение
Во всём мире ищут пути повышения эффективности обучения. Отношение школьников к учебе зависит от мотивации.
Ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава – каждому учителю известна такая ситуация. Сегодня важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться. Учитель должен поставить перед собой задачу о выборе характеристики мотивации следует формировать для возникновения сознательного и целенаправленного отношения ученика к внутренним сторонам учения как общественно значимой деятельности, к содержанию своего учебного процесса. Потребность в чем-либо является основой мотивации. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Мотивация является важнейшим компонентом структуры учебной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации мотивации учащихся при изучении математики в основной школе
1.1 Понятие мотивации в научно-методической литературе..............................6
1.2 Особенности мотивации учащихся основной школы при изучении математики.......................................................................................................10
ГЛАВА 2. Приемы мотивации учащихся при изучении математики в основной школе
2.1 Приемы мотивации при изучении математики............................................14
2.2 Содержание работы учителя по мотивации учащихся при изучении математики……………...................................................................................20
Заключение.............................................................................................................25
Список использованной литературы...................................................................27
Приложение............................................................................................................30
Список литературы:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. –2-е изд. –СПб.: Питер, 2006. – 526 с.;
2. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 288с.;
3. В царстве смекалки / отв.ред. Е. И. Игнатьев – М.: Наука, 1981 – 136с
4. Годфруа, Ж. Что такое психология. Т.2. / Ж. Годфруа. – М.: Мир,1992. – 376с.;
5. Г. И.Саранцев Формирование математических понятий в средней школе // Математика в школе – 1998 – №6 – с. 2-5;
6. Деятельность и способности / отв.ред. В. Ф. Шадриков – М.: Издательская корпорация «Логос», 2004 – 320 с;
7. Джидарян, И.А. Эстетическая потребность / И.А.Джидарьян. – М.: Наука, 1986. – 191 с.;
8. Живая математика / отв.ред. Я. И. Перельман – М.: Наука, 1978 – 320с;
9. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.;
10. Качуровская, Е.Н. Формирование мотивации учащихся 5-6 классов
к учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике: дис. канд. пел. наук наук: 13.00.02. / Е.Н. Качуровская. –Омск, 2010.– 180 с.;
11. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики / отв.ред. Е. И. Лященко – М.: Просвещение, 1988 – 223 с;
12. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев.– М.: МГУ, 1971. – 240с.;
13. Магомед-Эминов, М.Ш. Трансформация личности: (Новые теории): Учеб.пособие / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. – 496с.;
14. Методика преподавания математики в средней школе / отв.ред. Н.М.Рогановский – Минск: Высшая школа, 1990 – 267 с;
15. Методические разработки по методике преподавания математики в средней школе / отв.ред. Ю. А. Макаренков, И. А. Павленкова, Т. И. Уткина – М.: МГПИ, 1980 – 104 с;
16. Методы математической обработки в психологии / отв.ред. Е.В.Сидоренко –СПб.: Соц.-пед. центр, 2006 – 349 с;
17. Мотивация и мотивы / отв.ред. Е. П. Ильин – СПб.: Питер, 2006 – 287с;
18. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / отв.ред. А.К.Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман– М.: Педагогика, 1983 – 64 с;
19. О проблемных ситуациях на уроках геометрии / отв.ред. Т.М. Карелина – Математика в школе, 1999 – 19с;
20. Общая методика преподавания математики / отв.ред. Г.И.Саранцев – Саранск: Типография «Красный Октябрь», 1999 – 186 с;
21. Общая психология / отв.ред. М. В. Гамезо – М.: Ось-89, 2007 – 352 с;
22. Основы психологии / отв.ред. Л. Д. Столяренко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 – 672с;
23. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе / отв.ред. И. А.Зимняя – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999 – 384 с;
24. Перспективные школьные технологии / отв.ред. Г. Ю. Ксензова – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 224 с;
25. Петерсон Л.Г. Математика. Рабочие программы / Л.Г. Петерсон. – М.: Просвещение, 2011. – 78 с.;
26. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1986. – 138с.;
27. Проблемное обучение на уроках математики в средней школе/ отв.ред. Н. Г. Скибина, М. Ю. Солощенко –М.: Международный студенческий научный вестник, 2015 – 116 с;
28. Проблемы современной дидактики / отв.ред. М. Н. Скаткин – М.: Педагогика, 2010 – 96с;
29. Психическое развитие школьника и его воспитание / отв.ред. Л.И. Божович, Л. С. Славина – М.: Знание, 1979 – 96 с;
30. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / отв.ред. Л. А. Ясюкова – СПб.: Речь, 2003 – 384с;
31. Психологические основы математического образования / отв.ред. И. С. Якиманская – М.: Академия, 2004 – 312-318 с;
32. Психология ведения урока / отв.ред. Н. Ю. Скороходова – СПб.: Речь, 2002 – 147 с;
33. Развитие интеллектуальных способностей школьников / отв.ред. Л.Ф. Тихомирова – Ярославль: Академия развития, 2006 – 240 с;
34. Родионов,М.А. Теория и методика формирования мотивации
учебной деятельности школьников в процессе обучения математике: Дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.02. [Текст] / М.А. Родионов. – Саранск, 2001. – 381 с.;
35. Теоретические основы методики обучения математике. Пособие для учителей, методистов и педагогических высших учебных заведений / отв.ред. Л.М.Фридман – М.: Издательство «Флинта», 1998 – 248 с.;
36. У. Д. Таймасханов Создание проблемных ситуаций. // Математика в школе –1994 – №5 – с. 16-28;
37. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / отв.ред. А. К. Маркова – М., Просвещение, 1983 – 96 с;
38. Эстетическая мотивация в обучении математике / отв.ред. Г.И.Саранцев – Саранск: Типография «Красный Октябрь», 2003 – 170 с.
Самостоятельная постановка целей распространяется на учебную работу и на внеклассные виды деятельности.
Для того, чтобы учащийся включился в работу, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним, были понятны, внутренне приняты им, то есть приобрели значимость для учащегося.
ГЛАВА 2. Методические аспекты организации мотивации учащихся при изучении математики в основной школе
2.1 Приемы мотивации при изучении математики
Математика является важной составляющей основного общего образования. Она служит опорой для изучения смежных школьных предметов. Практическая значимость математики обусловлена тем, что её предметом являются пространственные формы и количественные отношения усваиваемые как в непосредственном опыте, так и в развитии научных и прикладных идей.