Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России

В курсовой работе проанализировано понятие инклюзивного образования; изучены перспективы развития инклюзивного образования в России.
Author image
Anya
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
19.09.2022
Объем файла
60 Кб
Количество страниц
19
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Цель современных школ - помочь каждому ребенку получить образование, реализовать свои возможности и интегрироваться в общество. Все лица, включая лица с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на получение качественного образования без какой-либо дискриминации. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности со всеми остальными детьми, поэтому возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им подходящие условия обучения - инклюзивное образование.
Инклюзивное образование — это более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Целью инклюзивного образования является разработка таких методов образования, которые в равной степени подходили бы для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Вопросами инклюзивного образования занимались Д. В. Зайцев, В. Р. Шмидт, И. И. Лошакова, Е. Р. Яр

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты инклюзивного образования
1.1 Понятие инклюзивного образования
1.2 Опыт и перспективы инклюзивного образования в России
ГЛАВА II. Условия реализации инклюзивного образования
2.1 Основные приёмы и методы по работе с детьми с ОВЗ
2.2 Активные методы и приёмы обучения для активизации деятельности учащихся с ОВЗ.
2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ
Выводы по второй главе
Библиографический список

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафона Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011.
2.     Банч. Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г.Банч // Аутизм
и нарушения развития. – 2010. – № 3. – С. 50-67.
3.     Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные
3.     Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе/– М. : Прометей, 2005.
4.     Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. М., 2000
5.     Блинов, В. И. Практическая подготовка будущих учителей:
прагматика перспективы / В.И. Блинов. – Москва: ИОО МОН РФ, 2004. – 202 с.
6.     Григорьева Г. Ф. Дети должны учиться вместе / Г. Ф. Григорьева. - (Качественное образование). - (Стандарты и пути) // Национальные проекты. - 2009. - N 12. -С. 70-71.
7.     Давыдова Л. Н. Динамика нравственного развития младших школьников в условиях инклюзивного образования: региональный опыт / Л. Н. Давыдова, М. А. Колокольцева // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1. -С. 93-102.
8.     Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. Вопросы теории и практики. – Москва, 1991
9.     Ержакова Е.А. Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» М.- 2008
10. Жиркова С. Г. Формы и особенности применения инклюзивного образования / С. Г. Жиркова // Научное обозрение. - 2010. - N 1. -С. 79-83.
11. Зайцева И.А., Кукушин В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика/ Под ред. В.С. Кукушина. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д; Издательский Центр «МарТ», 2004. 352 с.
12. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт/ авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова, Волгоград: Учитель, 2012.
13. Корепанова И. А. Общение и деятельность - два основания для проектирования интегративных (инклюзивных) пространств / И. А. Корепанова. - (Теоретико-методологические основы) // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 3. -С. 12-18.
14. Курикова Н. И. Взаимодействие педагогов и специалистов в рамках инклюзивного образования / Н. И. Курикова. - (Взаимодействуем со специалистами). - Вар. загл. : Перспективный план работы педагогического коллектива инклюзивной группы на 20_-20_учебный год // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013. - № 4. -C. С. 12-17.
15. Ливенцева Н. А. Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования / Н. А. Ливенцева. - (Научные обзоры) // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 3. -С. 114-121.
16. Лопатина В. И. Широкие аспекты инклюзивного образования / В. И. Лопатина. - (Обсуждаем проблему) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - N 6. -С. 11-13.
17. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. - Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. - С. 15-21.
18. Любимов М. Л. Инклюзивное образование: помощь детям с ограниченными возможностями здоровья / М. Л. Любимов // Социальная педагогика. - 2012. - № 2. -С. 48-53
19. Малофеев, Н.Н. «Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна»/Н.Н. Малофеев // Альманах ИКП РАО - 2007 - №11 - С.23-24.
20. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н. Назарова // Социальная педагогика. – 2010. – № 1. – С. 77–87.
21. Олтаржевская Л. Е. Адаптивно-воспитательная среда в условиях инклюзивного образования / Л. Е. Олтаржевская. - (Социальная педагогика и психология) // Социальная политика и социология. - 2011. - № 9. -С. 374-379.
22. Педагогическая наук и практика: проблемы и перспективы / Сб.науч.статей; Вып. 2. – С. 41-53.
23. Пронина Н. А. Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на примере дисциплин психологического цикла [Текст] / Н. А. Пронина // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 287-289.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 15426 [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm
25. Шумиловская Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования. Автореф.дис.кад.пед.наук. Шуя, 2011. – 126с.

 

 

 

Введение инклюзивного обучения рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства. Инклюзивное обучение и воспитание – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками (Ковалев Е.В., Староверова М.С. , 2010).