Особенности грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Речь является сложной психической деятельностью, которая с точки зрения деятельностного подхода выступает или в виде целостного акта деятельности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Одним из видов речи выступает устная речь.
Устной речь принято называть вербальным общением, используемым с помощью языковых средств, воспринимаемых на слух. Она характеризуется последовательным произнесением и восприятием.
Общее недоразвитие речи – это нарушение формирования всех сторон речи, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам, при этом интеллект и слух у дошкольника остаются сохранными.
Среди детей с речевыми патологиями значительную долю составляют дети с общим недоразвитием речи, за последние годы количество дошкольников с ОНР значительно увеличилось. Имеется ряд работ, посвященных коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. (Филичева Т. Б, Чиркина Г.В, Туманова Т.В, Блыскина И.В, Большакова С.Е, Жукова Н.С).
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «грамматический строй речи» в специальной литературе
1.2 Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
1.3 Характеристика общего недоразвития речи
1.4 Особенности грамматического строя речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация работы по формированию грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.2 Методика изучения особенностей грамматического строя у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.3 Состояние грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. - 2е изд., испр. и доп. - М.: МозаикаСинтез, 2008. - 322 с.
Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Педагогика, 2012. - 260 с.
Бурова, Н. И. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня монография / Н. И. Бурова, Л. Б. Хрущёва. – Челябинск : научный центр РАО, 2019.– 207 с.
Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г. А. Волкова. - СПб. : Детство-Пресс, 2005. – 190 с.
Воробьёва, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / Валентина Воробьева. – Москва : ACT: Астрель: Транзит книга, 2006. – 158 с.
Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2009. - 352 с.
Гвоздев, А. М. Вопросы изучения детской речи [Текст] / Александр Гвоздев. – Москва : Академия, 2001. – 211 с.
Ёлкина, Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие / Наталия Ёлкина. – Ярославль : изд. ЯГПУ им. Ушинского, 2006. – 76 с.
Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г. А. Каше. - М. : Просвещение, 1995. - 190 с.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / Анна Леушина. – Москва : Просвещение, 2009. – 110 с.
Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С. 105-112.
Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Светлана Сазонова. – Москва : Академия, 2005. – 144 с.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижения вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.