Формирование социальной компетентности у обучающихся среднего профессионального образования
ВВЕДЕНИЕ
В современное время для всего мирового общества характерна модернизация образования, его совершенствование и адаптация для работодателей и требований нового рынка труда. Нового, потому что, с переходом к постиндустриальному обществу (информационному), потребности работодателей претерпели кардинальный поворот. Проявилось это, прежде всего, в том, что на первом место вышло интеллектуальные способности человека, его знания, умение быстро адаптироваться к постоянно меняющимся трудовым условиям, готовность саморазвиваться и самосовершенствоваться, быть терпимым и толерантным, уметь вести диалог и находить компромиссные решения и многое другое. Речь идет о компетенциях и компетентностном подходе, актуальном для системы современного образования. В свою очередь, компетенция предполагает наличие у человека определенных теоретических знаний, личностных качеств, практических умений, которые показывают готовность этого человека к осуществлению профессиональной деятельности. Это и есть свое
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты формирования социальной компетентности в образовательном процессе 9
1.1. Сущность, структура и содержание понятия социальной компетентности 9
1.2. Анализ отечественного и зарубежного опыта формирования социальной компетентности 22
1.3. Условия формирования социальной компетентности у обучающихся 27
Выводы по первой главе 36
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной компетентности у обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений 39
2.1. Образовательная среда профессионального учреждения как фактор формирования социальной компетентности обучающихся 39
2.2. Процесс формирования социальной компетентности обучающихся среднего профессионального образования в условиях модернизации образования 56
2.3. Анализ результатов формирования социальной компетентности у обучающихся среднего профессионального образования 74
Выводы по второй главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абузяров Р.Ф. Проблемное обучение. Метод «Кейс-Стади» как образовательная технология// Инновации в науке и образовании: молодежные инициативы, исследования, трансфер технологий. -2016-№ 2.- с. 8-10.
Академический толковый словарь русского языка. Том.1: А-ВИЛЯТь/ отв. Ред. Л.П. Крысин.- М:Издательский дом ЯСК, 2016-672 с.
Ананьина Ю.В. Особенности образовательной среды среднего профессионального образования // Известия южного федерального университета. Педагогические науки. – 2012.- с. 122-130.
Асадулин Р.М. Компетентностный подход к формированию педагогической деятельности будущегося учителя в образовательном процессе вуза// Вестник БГПУ.- 2004. - №2 (5).
Астафьева Е.Н. Роль социальной компетентности в формировании современного специалиста // Среднее профессиональное образование. – 2012. - № 1. С. 42-43.
Афанасьева Е.Г. Формирование общих компетенций у студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе воспитательной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2016. - № 6. – с. 40-47.
Бакланова Н.К. Формирование профессионального мастерства педагога в условиях модернизации образования // среднего профессионального образования. -2013. - № 2. – с. 41-43.
Бахтеева, С. С. Формирование социальной компетентности в процессе обучения иностранному языку в ВУЗе экономического профиля: дис. канд. пед. наук: – Казань, 2001. – 174 с.
Белицкая Г.Э. Социальная компетентность личности / Г.Э. Белицкая// Субъек и социальная компетентность личности: под ред. А.В. Брушлинского. – М: Институт психологии РАН, 1995. – с. 24-108.
Берберян А.С., Сидорова С.В., Дорошина И.Г. Инновации и современные технологии в системе образования. Материалы III международной научно-практической конференции. - 2013. – 351 с.
Богачева Е.С. Компетентностный подход: институциональные парламенты модели выпускника //Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2011 - № 6 – с. 107-111.
Борисова
Также, были выделены и рассмотрены педагогические условия формирования социальной компетентности: мотивационные, содержательные, организационные и кадровые. Данные педагогические условия влияют на формирование образовательной среды и существуют в совокупности с ней.
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной компетентности у обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений2.1. Образовательная среда профессионального учреждения как фактор формирования социальной компетентности обучающихся.Цель нашего исследования является определение условий успешного формирования социальной компетентности у обучающихся СПО. Цель опытно-экспериментальной работы являлось определение и описание действенного алгоритма по реализации этих