Характеристика степеней выраженности дизартрии у детей
Введение
Правильная и грамотная речь - важнейшее условие всестороннего и полноценного развития человека. Речевая функция считается одной из важнейших функций контакта, а правильная речь является залогом успешного развития грамотности и чтения. Речевые нарушения негативно влияют на развитие всего ребенка, что затрудняет общение с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствует формированию полноценной личности.
Актуальность исследования. Многие авторы отмечают, что количество детей с дизартрией в настоящее время значительно возросло. У детей нарушено звукопроизношение, а это говорит нам о том, что у детей не сформирован моторный праксис. Так же нарушение звукопроизношения ведёт к нарушению фонематического слуха и восприятия. Из-за несформированности вышесказанного у ребёнка развивается фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие речи детей в онтогенезе и дизонтогенезе……………….5
1.1 Развитие речи детей в онтогенезе……………………………………….…5
1.2 Развитие речи детей в дизонтогенезе………………………………….....10
Глава 2. Дизартрия……………………………………………………………..12
2.1 Вопросы изучения дизартрии у детей………………………………..…..12
2.2 Диагностика дизартрии…………………………………………………..….17
2.3 Формы и степени выраженности дизартрии у детей…………………….24
Заключение…………………………………………………………………...…36
Список литературы…………………………………………………………….38
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие - М.: АСТ: Астрель, 2014. – 319 с.
3. Бабина Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия»: Учебно-методическое пособие – М.: Прометей, 2012.- 104с.4. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи - М.: Книголюб, 2004. – 56с.
5. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 287с.
6. Выготский Л.С.// Избранные психологические исследования. - М., 2006.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2011. – 277 с.
8. Деева Ю.П. Коррекция нарушений голоса у детей дошкольного возраста с дизартрией на музыкальных занятиях // Вестник Псковского государственного университета. Серия: социально-гуманитарные науки. – 2014. - №5. – С. 299-304.
9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 2003.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 2004.
Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов М.: Школьная пресса, 2007
Лавская, Н. С. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей / Н. С. Лавская, Т. П. Ковалёва. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 17 (76). – С. 512-514. – URL: https://moluch.ru/archive/76/12952/ (дата обращения: 20.05.2022).
Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 303 с.
Ларина Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2011. - №4. – С.169-172.
Леонтьев А.А. Исследования детской речи. - В кн.: Основы
Гутцман выделил 2 формы дизартрии- центральную и периферичсекую, определив дизартрию как нарушение артикуляции.
У взрослых клиническая картина данного нарушения была описана в рамках псевдобульбарного синдрома (Lepine, 1877; A. Oppenheim, 1885; G. Pezitz, 1902). И только в середине двадцатого века, дизартрию будут рассматривать как сложный речевой дефект, при котором нарушены как фонетическая, так и просодическая сторона речи [17].
Изначально дизартрия изучалась лишь невропатологами в рамках очаговых поражений мозга у взрослых. Впервые четкое органичении дизартрии от других речевых расстройств было представлено М.С. Маргулисом. Он отграничил дизартрию от моторной афазии, разделив ее на бульбарную и церебральную формы. Также Е.Н. Винарская впервые провела комплексное нейролингвистическое изучение данного нарушения при очаговых поражениях мозга у взрослых больных.