Продуктивное чтение детской книги в методической системе профессора Н. Н. Светловской
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед школами задачу овладения универсальными навыками чтения до начала основного начального и общего образования, то есть учащиеся готовы решать когнитивные и коммуникативные задачи, такие как понимание текстов (общих, полных и критических), а также умение читать. поиск определенной информации, самоконтроль, масштабная реабилитация.
Сегодня недостаточно, чтобы дети научились читать. Обучение его «правильному», «эффективному» чтению является важной задачей для учителей и основано не только на уроках литературного чтения, но и на необходимых навыках. Фактически, для этого была разработана эффективная технология чтения.
Хотя это популярный метод обучения, не все используют этот метод на практике. В результате Ученики, которые не особенно заинтересованы в чтении, не чувствуют глубины и красоты литературных произведений; они не знают, как себя вести в различных ситуациях общения; им трудно реш
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ….……………..6
1.1 Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа…………….…………….…………….………….…….….6
1.2 Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников…….……..…12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ …………………………………………...19
2.1 Диагностика уровня сформированности правильной читательской деятельности младших школьников на примере МБОУ «Уваровщинская сош» Кирсановского района……...….19
2.2 Формирующий этап исследования. Анализ уроков литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения………..………26
2.3 Анализ результатов исследования. Методические рекомендации по использованию технологии продуктивного чтения……………….………..…29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………….…………….…………………...….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…..…………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Г.В. Александрова Основные трудности реализации проектного метода в начальной школе / Г.В. Александрова // Начальная школа плюс до и после. - 2020. - № 2. - С. 34-39
2. A.Т. Алексеевская Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2019. - 18 с.
3. Ш.А. Амонашвили Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 2021. - 321 с.
4. А.Г. Асмолов Психология личности: культурно-историческое понимание развития личности. - М: Смысл: издательский центр «Академия», 2020. - 260 с.
5. А.Г. Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов. - М: Просвещение, 2020. - 335 с.
A. А. Абдуллина Обучение младших школьников воссозданию образов художественных произведений: Научно-методические материалы. Часть 1 / А. А. Абдуллина. - М., 2018. - 256 с.
6. Л.В. Береснева О роли чтения / Л. Береснева // Домашнее воспитание. - 2019. - № 6. - С.15-17.
7. Г.Д. Боразнова Техника обучения чтению / Г.Д. Боразноваа школа. - 2020. - № 10. - С.36-38.
8. Е. А. Бугрименко Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. - М.: ИНТОР, 2020. - 172с.
9. С.М. Бондаренко Как учить работать с книгой / С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева. - М., 2019. - 340 с.
10. А. А. Вербицкий, О.Г. Ларионова Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: ЛОГОС, 2019. - 180 с.
Конечно, этап начинается с первичного чтения текста, при этом предпочтение отдаётся самостоятельному чтению детьми или комбинированному чтению (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия проводится традиционно с помощью краткой беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств (на выбор учителя). Происходит выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Особая роль в данной технологии отводится перечитыванию текста.
Медленное, «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов) и его анализ идут через следующие приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов. На этом же этапе возможно обобщение прочитанного через постановку обобщающих вопросов.
Обращение к отдельным фрагментам текста вызвано необходимос