Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом в России увеличивается количество детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями. При непрерывном увеличении вопрос с формированием у них лексико-грамматических средств речи занимает очень важное место в современной логопедии, а проблемы методики коррекции и их развития становятся одними из самых актуальных.
В лингвистических, психолингвистических и психологических исследованиях в последние несколько десятков лет выделяется существенная роль овладения процесса словообразований для нормального развития устной речи у детей. Ведь от усвоения словообразований в полном объеме зависит: развитие языковой компетенции детей, состояние лексической системы языка и их речевых коммуникаций в целом.
Многие ученые, которые изучали невербальное и вербальное развитие ребенка с общим недоразвитием речи, многократно указали на присутствие у него трудностей в овладении словообразовательными процессами. Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, С.Н. Шаховская, Г.В. Чиркина считают нарушения процессов словообразований стойкими проявлениями в структуре такого сложного дефекта как общее недоразвитие речи.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ…………………………………………………………………………..6
1.1. Развитие навыков словообразования у детей в онтогенезе…..…………… 6
1.2. Проблема формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в психолого – педагогической литературе……………………………………………………..12
1.3. Особенности развития навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня …………..22
Выводы по первой главе………………………………………………………27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ…………...29
2.1 Методика обследования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня …………..29
2.2. Результаты обследования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……………34
2.3. Методические рекомендации по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня................................................................................................................44
Выводы по второй главе………………………………………………………...49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...52
Не найдено
Р.Е. Левина рассмотрела три уровня речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.
Наиболее типичные и стойкие проявления общего недоразвития речи наблюдаются при алалии, дизартрии и реже - при ринолалии и заикании.
Первый уровень речевого развития характеризуется полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.